Ускорение экономического роста в России на этой неделе стало темой острых дискуссий на ежегодном Гайдаровском форуме, в работе которого принял участие премьер, и на совещании у президента страны. Эксперты считают, что 5% прироста, которые обещает правительство, в ближайшие годы совершенно нереальны, в лучшем случае (при стабилизации внешней конъюнктуры и проведении структурных реформ) нам светит 3,5—4%.
«Основная цель правительства, — оптимистично заявил Дмитрий Медведев в среду на Гайдаровском форуме, проходившем в РАНХиГС, — обеспечить переход на траекторию устойчивого экономического роста, во всяком случае, на уровне не ниже 5%... Как и прежде, перед нашей страной стоят задачи качественного обновления, комплексной модернизации самых разных сфер. Нам… нужна технологическая модернизация, которая обеспечит создание миллионов высококвалифицированных рабочих мест, нам нужна экономическая диверсификация, ослабление зависимости от колебания цен на энергоносители».
Приблизительно в это же время в Кремле на совещании по экономическим вопросам Владимир Путин выражал обеспокоенность затуханием экономического роста: «Настораживает скачущая динамика экономических показателей в течение года. Окончательных цифр за декабрь пока нет, возможно, они окажутся более обнадеживающими, но результаты ноября вселяют определенное беспокойство. По оценкам Минэкономразвития, годовой рост ВВП замедляется. В ноябре он был всего 1,2%, тогда как за первые месяцы прошлого года составлял 4,9%. Да и в целом в II квартале рост ВВП составлял 4%, а в третьем упал до 2,9%».
В общем, устойчивым экономическим приростом на уровне не ниже 5% пока, как говорится, даже не пахнет.
Темпы роста российской экономики сегодня ниже своего потенциального уровня, уверен замглавы МЭР Андрей Клепач. Загрузка производственных мощностей в промышленности сейчас ниже, чем в докризисных 2007—2008 гг. Опросы топ-менеджеров отечественных предприятий показывают, что потенциал роста экономики России используется лишь на 80%.
Однако развернуть экономику с 3,6% прироста до заветных 5% можно только при условии серьезных структурных реформ и повышении конкурентоспособности отечественных компаний. «Это требует серьезных преобразований и, в том числе, требует, на мой взгляд, корректировки бюджетного правила», — полагает А. Клепач. При реализации данных условий наша экономика сможет выйти на показатель роста 4—5% уже в 2014—2015 гг.
Более пессимистичный прогноз сделал на форуме экс-министр финансов Алексей Кудрин: «Если я правильно понял посыл премьер-министра, он сказал перейти к 5%. Это не значит, что у нас есть основания такой рост планировать. Такой рост может осуществиться только в результате успешных реформ в целом ряде отраслей». Существующий потенциал роста российской экономики, по оценке А. Кудрина, составляет 3,5— 4%, причем этот уровень будет сохраняться ближайшие пять — семь лет. В условиях глобализации конкуренция становится международной и резко обостряется практически во всех отраслях экономики. Россия, ставшая полноправным членом ВТО, уже сейчас начинает ощущать последствия глобализации, подчеркнул президент Сбербанка Герман Греф. Нашу нынешнюю ситуацию можно сравнить с положением дворовой команды, которая начала принимать участие в Олимпийских играх. Шансов выиграть в конкуренции на мировых рынках у нас примерно столько же.
Российским предприятиям нужно создавать качественные условия работы внутри страны, которые дадут им возможность разрабатывать и выпускать конкурентоспособную продукцию на международных рынках, уверен г-н Греф. Для этого особенно важно улучшать качество государственного управления. Ведь на мировой арене теперь жестко конкурируют и правительства разных стран.
Перспективы же ближайших месяцев весьма унылы. В декабре прошлого года Сводный опережающий индекс (СОИ), который ученые ВШЭ представили на этой неделе, составил 1,6% (год к году). Таким образом, наступил период его относительной стабилизации.
Динамика СОИ предвещает стагнацию, а не падение или ускорение российской экономики. Колебание темпов «около нуля» в течение одного-двух кварталов представляется наиболее вероятным сценарием.