Создание Таможенного союза и ликвидация внешнеторговых барьеров на границах России, Казахстана и Беларуси пока не привели к существенному росту взаимной торговли между нашими странами. Более того, доля взаимных поставок в общем объеме внешней торговли государств ТС слегка сократилась, показывает исследование, проведенное Евразийским банком развития. Улучшить ситуацию может выработка единой торговой политики, контуры которой наметили эксперты ЕАБР.
Общая динамика внешней торговли в странах Таможенного союза (ТС) в последние годы складывалась вполне позитивно. Объемы экспорта стран ТС устойчиво растут последнее десятилетие, за исключением 2009 г., когда наблюдалось его сокращение, обусловленное мировым экономическим кризисом. Сейчас все три страны уже преодолели докризисную планку по объемам экспорта.
Стоит отметить, что значительная часть объемов экспорта стран ТС приходится на торговлю минеральными продуктами: причем в России и Казахстане их доля составляет около 70%, а в Беларуси — порядка трети совокупного экспорта.
В 2010—2011 гг. ситуация во внешней торговле стран ТС существенно изменилась. В июле 2010 г. на территории стран-участниц начал применяться Таможенный кодекс ТС. А в июле 2011 г. таможенный контроль на границах России, Казахстана и Беларуси был отменен и перенесен на внешний контур границ Таможенного союза.
Пока, по оценке экспертов ЕАБР, данных еще недостаточно для того, чтобы сделать однозначный вывод о влиянии этих мер на развитие взаимной торговли между странами ТС. Вместе с тем накопленная статистика показывает, что доля экспорта России в страны ТС в 2010—2011 г. составила 7,2%, что немного ниже показателя за 2007—2009 гг. (около 8%). Соответствующая доля экспорта Казахстана составила 8% (ранее — 9,3%).
Такая отрицательная динамика нашей страны и Казахстана связана с опережающим ростом объемов экспорта (в первую очередь углеводородов) в прочие страны.
Для Республики Беларусь ситуация выглядит по-другому: в 2010—2011 гг. доля экспорта в Россию и Казахстан составила в среднем 39%, тогда как в 2007—2009 гг. — 35%.
Отрицательный тренд, проявившийся в развитии взаимной внешней торговли в последнее время, подталкивает страны Таможенного союза к выработке совместной внешнеторговой политики. Ее основными инструментами, как правило, выступают меры, ограничивающие импорт товаров и стимулирующие экспорт. Они разделяются на два больших класса: тарифные и нетарифные.
Тарифные меры ограничены
Роль тарифов в формировании внешнеторговой политики существенно упала в последние годы в связи с ростом значения ВТО и увеличением числа двусторонних и многосторонних соглашений о свободной торговле. Так, вступление России в ВТО в 2012 г. и переговоры Казахстана о вступлении в эту организацию существенно ограничивают применение тарифных мер. Текущая структура тарифов ТС в основном определяется договоренностями, достигнутыми Россией.
В процессе присоединения к ВТО Россия заключила 30 двусторонних договоров о доступе на рынки услуг и 57 договоров о доступе на рынки товаров. После вступления в ВТО средние пошлины в Российской Федерации, по данным ЕАБР, составили 7,8%, в то время как пошлины в 2011 г. равнялись 10% в среднем по всем товарам. Средняя максимальная пошлина по сельскохозяйственным товарам составила 10,8%, а по промышленным товарам — 7,3%. Для сравнения, средние текущие пошлины в сельском хозяйстве в 2011 г. в России равнялись 13,2%, а в промышленном секторе — 9,5%.
Увеличение импортных пошлин в соответствии с договоренностями России при вступлении в ВТО оказало некоторый отрицательный эффект на соглашения Казахстана, который должен был вносить изменения в ряд уже заключенных соглашений, где пошлины были зафиксированы на более низком уровне. Введение единого внешнего тарифа ТС, по расчетам Всемирного банка, привело к увеличению тарифов Казахстана со среднего уровня в 6,7% до 11,1%.
Дальнейшая тарифная политика ТС, по мнению аналитиков ЕАБР, должна быть нацелена на диверсификацию экспортной корзины стран ТС и корректировку структуры ставок импортных тарифов в соответствии с вероятностью возникновения новых экспортных товаров в корзине названных стран.
Использование высоких тарифов в отраслях, производящих товары, возникновение конкурентных преимуществ по которым маловероятно, снижает возможности диверсификации экспортной корзины. Оно, по сути, запирает ресурсы экономики в неэффективных и неперспективных с точки зрения мирового разделения труда секторах экономики.
В этом случае более правильный подход состоит в том, чтобы сопоставить меры тарифного регулирования с вероятностью возникновения соответствующего товара. Более высокие тарифы должны соответствовать товарам с более высокой степенью возникновения конкурентного преимущества, а более низкие тарифы или их полная отмена должны быть для товаров с низкой вероятностью. Такой подход к тарифному регулированию будет способствовать ускорению диверсификации торговой корзины.
Аналогичные методы необходимо использовать для пересмотра уже существующих и при подготовке предложений для будущих преференциальных торговых соглашений с соответствующими странами. Так, нужно добиваться снижения импортных тарифов в странах-партнерах по тем товарам, где вероятность возникновения конкурентных преимуществ у стран ТС достаточно высока. Это облегчит условия доступа потенциальных производителей данных товаров на зарубежные рынки, что, в свою очередь, будет способствовать развитию этой отрасли и ее экспорта.
Поддержка несырьевого экспорта
Одной из ключевых проблем в сфере внешней торговли стран Таможенного союза является низкая дифференциация экспортной структуры и сырьевой характер экспорта. В связи с этим важнейшей задачей единой торговой политики стран ТС должно стать повышение объемов несырьевого экспорта.
Среди мер, которые способны стимулировать увеличение числа организаций-экспортеров и нарастить объемы экспорта товаров с высокой степенью обработки и инновационной продукции, эксперты ЕАБР выделяют совершенствование механизма государственной гарантийной поддержки экспорта. Здесь необходима разработка четких критериев и процедур получения государственной поддержки, предоставление госгарантий экспортно ориентированным высокотехнологичным предприятиям по инвестиционным кредитам.
Странам ТС следует активно заниматься внедрением новых финансовых продуктов для экспортеров на базе национальных государственных кредитных организаций. При этом целесообразно обеспечивать возмещение из национальных бюджетов затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным предприятиями в национальных банках на создание новых и модернизацию действующих экспортных товаров (услуг). Национальные бюджеты также должны возмещать часть затрат на страхование рисков, связанных с реализацией инвестиционных проектов в целях осуществления внешнеэкономической деятельности.
Кроме того, в рамках формирования единой торговой политики стран — членов ТС особое внимание должно уделяться вопросам гармонизации процесса оформления внешнеторговых сделок, а также порядка исчисления и уплаты сборов и таможенных пошлин.