На следующий день после того, как Президентом РФ был подписан Федеральный закон от 29.12.2012 № 282-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ» (далее — Закон № 282-ФЗ), он уже был официально опубликован. А со 2 января 2013 г. вступило в силу большинство предусмотренных этим законом поправок, которые направлены на совершенствование процедур эмиссии ценных бумаг, раскрытия информации на рынке ценных бумаг, изменение объема прав по привилегированным акциям. Своим мнением о том, какие нововведения заслуживают особого внимания со стороны бизнеса, с «ЭЖ» поделились практикующие юристы.
Закрепленные в Законе № 282-ФЗ уточнения имеют своей целью более детальную регламентацию правоотношений соответствующей отрасли. Стоит заметить, что Закон № 282-ФЗ является логичным следствием и одним из элементов проводимой в последние годы политики развития рынка ценных бумаг в России. Поправки носят двойственную природу: с одной стороны, участникам предоставляются некие послабления, упрощается процесс эмиссии ценных бумаг, а с другой стороны, ужесточается контроль над банками и налогоплательщиками. Но обо всем по порядку.
Изменения могут облегчить жизнь не только отечественным, но и иностранным эмитентам
Изменения, внесенные в федеральные законы от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», должны заметно отразиться на деятельности компаний, работающих в соответствующей отрасли. Указанные поправки еще в апреле 2012 г. были подготовлены ФСФР России совместно с Национальной ассоциацией участников фондового рынка (НАУФОР).
Прежде всего, законодатель позволил эмитентам производить выпуск ценных бумаг без государственной регистрации проспекта эмиссии в ряде случаев. Так, государственная регистрация проспекта теперь не нужна, если:
- ценные бумаги размещаются среди квалифицированных инвесторов (если число иных лиц, имеющих преимущественное право покупки бумаг, не превышает 500);
- ценные бумаги размещаются среди собственных акционеров, если их не более 500;
- ценные бумаги предлагаются лицам, число которых не более 150 (без учета акционеров, которых должно быть не более 500, и квалифицированных инвесторов);
- ценные бумаги размещаются по закрытой подписке среди лиц количеством не более 500;
- сумма привлекаемых эмитентом денежных средств за один год не превышает 200 млн руб., а для кредитных организаций — 4 млрд руб;
- сумма вносимых денежных средств каждым из покупателей ценных бумаг не превышает 4 млн руб. (если число иных лиц, имеющих преимущественное право покупки бумаг, не превышает 500).
Со 2 июля 2013 г. также будет уменьшен срок рассмотрения госорганом документов в перечисленных выше случаях с 30 до 20 дней.
Кроме того, в соответствии с внесенными Законом № 282-ФЗ поправками эмитент, ценные бумаги которого размещаются путем открытой подписки, допущены к торгам на бирже и оплачиваются деньгами (или иными ценными бумагами, допущенными к торгам), имеет право направить в регулирующий орган уведомление об итогах выпуска ценных бумаг в упрощенной форме (вместо отчета). Законом также определяются данные, которые должны содержаться в таком уведомлении.
По всей видимости, внесенные в этой части изменения должны поспособствовать не только упрощению выпуска бумаг российскими эмитентами и снижению нагрузки на ФСФР, но и облегчить работу иностранных инвесторов на нашем рынке.
Помимо этих новшеств, Закон № 282-ФЗ предусматривает и большое количество других, менее значительных изменений. В частности, выплаты эмитентом дивидендов по акциям и дохода по именным облигациям, права на которые учитываются депозитарием, теперь осуществляются только через указанный депозитарий, который заранее договором определяет порядок передачи денег своему клиенту — держателю ЦБ.
Также закон уточняет требования к раскрытию информации владельцами ценных бумаг, требования к решению о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг и к проспекту ценных бумаг, порядок внесения в них изменений, детализирует процедуру эмиссии ценных бумаг при реорганизации юридических лиц, порядок замены эмитента облигаций, порядок приостановления эмиссии ценных бумаг и признания ее несостоявшейся. Законом предъявляются более категоричные требования к профессиональным участникам рынка ценных бумаг в части предоставления информации по запросам государственных органов.
Контроль за сделками с акциями кредитных организаций станет жестче
Следующая группа изменений касается регламентации банковской деятельности, в частности, законодателем уточняется, что теперь не только сами сделки с акциями банка требуют соблюдения разрешительной процедуры, проводимой с Банком России, но и сделки, влекущие получение контроля над уже зарегистрированными акционерами банка. Так, если какое-либо лицо (группа связанных лиц) желает получить прямо или косвенно (через третьих лиц) контроль над акционером банка, владеющим более 20% акций банка, ему надлежит предварительно согласовать такую сделку с Банком России. При этом Банк России может мотивировано отказать в разрешении на заключение такой сделки. Законом № 282-ФЗ также был установлен порядок действий Банка России, его полномочия и сроки совершения действий в случае неисполнения упомянутой согласовательной процедуры.
Указанные изменения, безусловно, говорят о продолжении реализации проводимой в последнее время государственной политики ужесточения контроля банковской сферы.
Налогообложение доходов от ценных бумаг тоже претерпело изменения
Третья группа изменений, внесенных Законом № 282-ФЗ, касается поправок в законодательство о налогах. Положения Налогового кодекса РФ были дополнены корреспондирующими статьями, регламентирующими особенности налогообложения доходов по федеральным государственным эмиссионным ценным бумагам, а также по иным эмиссионным ценным бумагам с обязательным централизованным хранением, выпущенным российскими организациями, которые выплачиваются иностранным организациям, действующим в интересах третьих лиц.
Указанными положениями более детально был регламентирован порядок сбора депозитариями информации о налогоплательщиках и исчисления налогов при осуществлении им функции налогового агента. Эта информация должна содержать фамилию, имя, отчество (при наличии) — в отношении физических лиц, наименование организации, наименование государства, налоговым резидентом которого является физическое лицо или компания, основание применения льгот в отношении налогообложения доходов по ценным бумагам, предусмотренных НК РФ или договором (соглашением) об избежании двойного налогообложения доходов организаций или физических лиц.
Также Законом № 282-Ф предусмотрено, что в случае отказа налогоплательщиков от предоставления указанной информации к ним будет применена повышенная ставка НДФЛ с доходов, полученных от операций с ценными бумагами в размере 30%. В этой части нельзя назвать поправки большой новостью. Скорее, это логичные действия законодателя по детализации правил, касающихся налогообложения при обращении ценных бумаг, направленные прежде всего на снижение количества злоупотреблений правом в данной сфере.
Стремление законодателя к совершенствованию законодательной базы, регулирующей сферу выпуска и обращения ЦБ, стоит оценить положительно. Ведь совершенно очевидно, что развитие рынка ценных бумаг, являющееся приоритетным направлением в политике государства последних лет, нуждается в устойчивой и детализированной правовой основе. Однако внесенные Законом № 282-ФЗ поправки не являются исчерпывающими, в недалеком будущем нас ждут новые изменения. Остается надеяться, что любые нововведения будут применяться на практике без создания лишних бюрократических барьеров со стороны правоприменителей — государственных органов.
к сведению
Нельзя сказать, что Закон № 282-ФЗ был принят быстро — работа над текстом законопроекта шла почти два с половиной года (внесен в Госдуму в августе 2010 г., см. «ЭЖ», 2010, № 34, с. 08). После того, как в ноябре 2010 г. текст законопроекта был одобрен депутатами в первом чтении, он лег на полку аж до февраля 2012 г., когда состоялось второе чтение.
По всей видимости, такая задержка в законодательном процессе была обусловлена множеством поправок к тексту законопроекта, который за эти два года радикально преобразился и по сути стал представлять собой совершенно новый проект (от названия до структуры).
Изменения в Закон об АО, внесенные Законом № 282-ФЗ*
Прежняя редакция Закона об АО |
Редакция Закона об АО с учетом изменений, внесенных Законом № 282-ФЗ |
Статья 9 «Учреждение общества» (вступила в силу 02 января 2013 г.) |
|
Срок действия договора о создании общества не был определен |
Учредительный договор действует до окончания определенного договором срока оплаты акций, подлежащих размещению среди учредителей |
Статья 28 «№Увеличение уставного капитала общества» (вступила в силу 02 января 2013 г.) |
|
Решение об увеличении уставного капитала (УК) АО путем размещения дополнительных акций содержит цену размещения дополнительных акций, размещаемых посредством подписки, или порядок ее определения, в том числе цену размещения или порядок определения цены размещения дополнительных акций лицам, имеющим преимущественное право приобретения размещаемых акций |
Решение также может содержать указание на то, что цена размещения дополнительных акций или порядок ее определения устанавливается советом директоров (наблюдательным советом) АО не позднее начала размещения акций. При этом цена размещения или порядок ее определения устанавливается в соответствии со ст. 77 «Определение цены (денежной оценки) имущества» Закона об АО |
Статья 32 «Права акционеров — владельцев привилегированных акций общества» (вступила в силу 02 января 2013 г.) |
|
Уставом общества может быть предусмотрена конвертация привилегированных акций. Для этого на момент принятия решения, на основании которого размещаются конвертируемые привилегированные акции, в уставе АО должны быть определены порядок их конвертации (в т.ч. количество, категория (тип) акций, в которые они конвертируются, и иные условия конвертации). Изменение этих положений устава после принятия решения о конвертации не допускается |
Положения устава, касающиеся порядка конвертации привилегированных акций, должны содержаться в нем не на момент принятия решения о конвертации, а на до государственной регистрации выпуска конвертируемых привилегированных акций. Изменение этих условий запрещено после размещения первой конвертируемой привилегированной акции соответствующего выпуска. Дополнен перечень прав владельцев привилегированных акций: им предоставлено право голоса на ОСА при решении вопроса об обращении с заявлением о листинге (делистинге) привилегированных акций. Решение считается принятым, если за него отдано не менее 3/4 голосов акционеров — владельцев голосующих акций, принимающих участие в ОСА (за исключением голосов акционеров — владельцев привилегированных акций) и 3/4 голосов всех владельцев привилегированных акций, если уставом общества для принятия указанного решения не установлено большее число голосов |
Статья 36 «Цена размещения акций общества» (вступила в силу 02 января 2013 г.) |
|
Оплата дополнительных акций АО, размещаемых посредством подписки, осуществляется по цене, определяемой советом директоров (наблюдательным советом) общества в соответствии со ст. 77 Закона об АО, но не ниже их номинальной стоимости, то есть по рыночной цене |
Изменения в данную норму обусловлены изменениями в ст. 28 Закона об АО. Согласно новой редакции оплата дополнительных акций будет осуществляться по цене, которая определяется или порядок определения которой устанавливается советом директоров (наблюдательным советом) АО в соответствии со ст. 77 Закона об АО, если это указано в решении об увеличении уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций |
Статья 38 «Цена размещения эмиссионных ценных бумаг» (вступила в силу 02 января 2013 г.) |
|
Оплата эмиссионных ценных бумаг общества, размещаемых посредством подписки, осуществлялась по цене, определяемой советом директоров (наблюдательным советом) АО в соответствии со ст. 77 Закона об АО |
Оплата ценных бумаг АО, размещаемых посредством подписки, осуществляется по цене, которая определяется или порядок определения которой устанавливается советом директоров (наблюдательным советом) АО в соответствии со ст. 77 Закона об АО |
Статья 41«Порядок осуществления преимущественного права приобретения акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции» (вступила в силу 02 января 2013) |
|
Уведомление о возможности реализации преимущественного права приобретения дополнительных акций или ЦБ, конвертируемых в акции, должно содержать цену или порядок ее определения. Срок для реализации преимущественного права – 45 дней с момента направления (вручения) уведомления. Если цена размещения определяется после окончания срока действия преимущественного права, такой срок не может быть менее 20 дней с момента направления (вручения) или опубликования уведомления. Тогда в уведомлении также указывается срок оплаты ЦБ (не менее пяти рабочих дней с момента раскрытия информации о цене размещения) |
В уведомлении может быть указано, что цену или порядок определения цены дополнительных акций или ценных бумаг, которые конвертируются в акции, устанавливает совет директоров (наблюдательный совет) не позднее начала размещения ценных бумаг. В этом случае срок действия преимущественного права не может быть менее 20 дней с момента направления (вручения) или опубликования уведомления. Если информация, содержащаяся в таком уведомлении, раскрывается в соответствии с требованиями законодательства о ценных бумагах, срок действия преимущественного права не может быть менее восьми рабочих дней с момента ее раскрытия. В этом случае уведомление должно содержать сведения о сроке оплаты ценных бумаг, который не может быть менее пяти рабочих дней с момента раскрытия информации о цене размещения или порядке ее определения |
Статья 42 «Порядок выплаты обществом дивидендов» (вступит в силу 01 января 2014 г.) |
|
Решения о выплате (объявлении) дивидендов, в том числе решения о размере дивиденда и форме его выплаты по акциям каждой категории (типа), принимаются общим собранием акционеров |
Решения о выплате (объявлении) дивидендов по-прежнему принимает ОСА. Но теперь именно в этом решении должны быть определены и размер дивидендов по акциям каждой категории (типа), и форма их выплаты, и порядок выплаты дивидендов в неденежной форме, а также дата, на которую определяются лица, имеющие право на получение дивидендов. Внимание! Решение в части установления даты, на которую определяются лица, имеющие право на получение дивидендов, принимается только по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества |
Срок выплаты дивидендов не должен превышать 60 дней со дня принятия решения о выплате. Если срок не определен уставом или решением ОСА, он считается равным 60 дням со дня принятия решения о выплате дивидендов. АО не вправе предоставлять преимущество в сроках выплат дивидендов отдельным владельцам акций одной категории (типа). Выплата объявленных дивидендов по акциям каждой категории (типа) должна осуществляться одновременно всем владельцам акций данной категории (типа). Список лиц, имеющих право получить дивиденды, составляется на дату составления списка лиц, имеющих право участвовать в общем собрании акционеров, на котором принимается решение о выплате дивидендов |
В связи с тем, что будет назначаться дата, на которую определяются лица, имеющие право на получение дивидендов, также определены и сроки, в пределах которых она должна быть назначена. От этой даты теперь будут исчисляться и сроки выплаты самих дивидендов. Она не должна быть ранее даты принятия решения о выплате дивидендов и позднее 20 дней со дня его принятия. При выплате дивидендов по акциям, обращающимся на организованных торгах, установлены более короткие пределы для назначения даты (п. 5 в новой редакции). |
|
Пересмотрены сроки выплаты дивидендов. Например, для номинального держателя и являющегося профессиональным участником рынка ценных бумаг доверительному управляющему, зарегистрированных в реестре акционеров, он составит десять рабочих дней, а для других акционеров — 25 рабочих дней. Решением о выплате (объявлении) дивидендов может быть определен меньший срок выплаты дивидендов. |
|
Дивиденды будут выплачиваться лицам, которые являлись владельцами акций соответствующей категории (типа) или лицам, осуществляющим в соответствии с федеральными законами права по этим акциям, на конец операционного дня даты, на которую определены лица, имеющие право на их получение (п. 7). |
|
Определен конкретный порядок выплаты дивидендов (п. 8). В частности, их выплата в денежной форме будет осуществляться в безналичном порядке АО, по его поручению регистратором или кредитной организацией. |
|
Дивиденды физическим лицам будут выплачиваться почтовым переводом или при наличии заявления перечисляться на их банковские счета. |
|
Лица, которые имеют право на получение дивидендов и права которых на акции учитываются у номинального держателя акций, будут получать дивиденды в порядке, установленном законодательством о ценных бумагах. Номинальный держатель, которому были перечислены дивиденды и который не исполнил обязанность по их передаче по не зависящим от него причинам, обязан возвратить их АО в течение десять дней после истечения одного месяца с даты окончания срока выплаты дивидендов |
Лицо, включенное в список лиц, имеющих право на получение дивидендов, но не получившее их, вправе обратиться за их выплатой в течение трех лет после истечения срока выплаты. При этом уставом АО может быть установлен более продолжительный срок, но не более пяти лет со дня истечения срока выплаты дивидендов |
Сроки, в течение которых можно требовать выплаты дивидендов в случае их неполучения, будут содержаться в п. 9. Сами сроки останутся прежними, изменится лишь порядок их исчисления (со дня принятия решения о выплате дивидендов). По истечении установленных сроков (максимум пять лет) обязанность по выплате дивидендов прекращается |
Статья 43 «Ограничения на выплату дивидендов» (вступит в силу 01 января 2014 г.) |
|
Ограничение на выплату объявленных дивидендов по акции, права на которую удостоверяются ЦБ иностранного эмитента, если информация о владельце указанных ЦБ иностранного эмитента не предоставлена АО в соответствии с требованиями российского законодательства о рынке ЦБ. При этом обязанность АО по выплате таких дивидендов прекращается и их сумма восстанавливается в составе нераспределенной прибыли через месяц по истечении срока для выплаты дивидендов |
Положение утратит силу |
Вст. в силу 30 сентября 2013 г. (по истечении 270 дней после дня вступления в силу Закона № 282-ФЗ) |
|
В действующей редакции Закона об АО соответствующего положения нет |
К компетенции ОСА отнесено решение вопроса об обращении с заявлением о листинге акций общества и (или) эмиссионных ценных бумаг общества, конвертируемых в акции общества, если уставом общества решение указанного вопроса не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества |
Статья 48 «Компетенция общего собрания акционеров» (вступила в силу 02 января 2013 г.) |
|
В предыдущей редакции Закона об АО соответствующего положения не было |
Компетенция ОСА расширена за счет новых полномочий по принятию решений:
|
Статья 49 «Решение общего собрания акционеров» (вступила в силу 02 января 2013 г.) |
|
|
Поправки в этот пункт напрямую связаны с поправками в ст. 28 Закона об АО. Статья дополнена нормой, согласно которой решение об обращении с заявлением о делистинге принимается большинством в три четверти голосов акционеров — владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров. Установлено, что решение об обращении с заявлением о делистинге вступает в силу при условии, что общее количество акций, в отношении которых заявлены требования о выкупе, не превышает количество акций, которое может быть выкуплено обществом с учетом ограничения, установленного п. 5 ст. 76 Закона об АО |
Статья 52 «Информация о проведении общего собрания акционеров» (вступит в силу 01 января 2014 г.) |
|
Сообщение о проведении ОСА должно быть направлено всем лицам, имеющим право на участие в ОСА, заказным письмом (если уставом не предусмотрен иной способ направления сообщения в письменной форме), вручено под роспись либо, если это предусмотрено уставом, опубликовано в доступном для всех акционеров печатном издании, определенном уставом АО |
К перечисленным способам информирования добавится еще один — размещение сообщения на определенном уставом общества сайте общества в Интернете. |
|
Изменится способ информирования с помощью печатных изданий: сообщение может быть опубликовано в печатном издании, определенном уставом, и размещено на определенном уставом общества сайте общества в Интернете |
Зарегистрированному в реестре акционеров общества лицу, являющемуся номинальным держателем акций, сообщение о проведении ОСА направляется по адресу номинального держателя акций, если в списке лиц, имеющих право на участие в ОСА, не указан иной почтовый адрес |
Сообщение о проведении общего собрания акционеров, а также информация (материалы), предоставляющаяся лицам, имеющим право на участие в собрании, будут отправляться номинальному держателю акций в электронной форме (в форме электронных документов, подписанных электронной подписью) |
Статья 57 «Порядок участия акционеров в общем собрании акционеров» (вступила в силу 02 января 2013 г.) | |
В случае передачи акции после даты составления списка лиц, имеющих право на участие в ОСА, и до даты его проведения лицо, включенное в этот список, обязано выдать приобретателю доверенность на голосование или голосовать на ОСА в соответствии с указаниями приобретателя акций |
Выдача доверенности или голосование в соответствии с указаниями приобретателя акций возможна, только если это предусмотрено условиями договора о передаче акций |
Статья 65 «Компетенция совета директоров (наблюдательного совета) общества» (вступит в силу 30 сентября 2013 г. — по истечении 270 дней после дня вступления в силу Закона № 282-ФЗ) | |
К компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества относился вопрос о размещении обществом облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг в случаях, предусмотренных Законом об АО |
К компетенции СД (наблюдательного совета) также будет отнесено:
|
Статья 75 «Выкуп акций обществом по требованию акционеров» (вст. в силу 02.01.2013) | |
Акционеры — владельцы голосующих акций вправе требовать выкупа обществом всех или части принадлежащих им акций в случаях: |
Добавилось два новых основания для требования выкупа обществом акций: |
|
|
|
|
|
Требовать выкупа акционеры вправе, если они голосовали против принятия соответствующих решений или не принимали участия в голосовании. При этом цена выкупа акций обществом в случае делистинга акций не может быть ниже их средневзвешенной цены, определенной по результатам организованных торгов за шесть месяцев, предшествующих дате принятия решения о проведении общего собрания акционеров, в повестку дня которого включен вопрос об обращении с заявлением о делистинге акций общества и (или) эмиссионных ценных бумаг общества, конвертируемых в его акции |
* Представленные в таблице изменения, по мнению редакции, являются наиболее значимыми. Перечень изменений не полный.
комментарии
Ольга Войтович, директор юридического департамента ЗАО «ХК Интеррос»
Законом № 282-ФЗ установлен новый срок выплаты дивидендов, который начнет действовать с 1 января 2014 г. Так, акционерное общество будет обязано выплатить дивиденды номинальному держателю и доверительному управляющему, зарегистрированным в реестре акционеров общества, в течение десяти рабочих дней с даты составления списка лиц, имеющих право на получение дивидендов. Срок выплаты дивидендов другим зарегистрированным в реестре лицам будет равен 25 рабочим дням с даты составления списка лиц, имеющих право на получение дивидендов. Номинальный держатель, зарегистрированный в реестре, самостоятельно будет перечислять дивиденды на счета своих клиентов — владельцев акций. В 2012 г. Национальный депозитарный центр начал свою деятельность в качестве центрального депозитария. Это означает, что фактические сроки получения дивидендов владельцами акций будут удлиняться, поскольку деньги будут следовать по цепочке общество — НДЦ (Центральный депозитарий) — номинальный держатель (депозитарий) — владелец акций. Очевидно, что после введения такой цепочки потребуется некоторое время для отработки процессов обмена информацией и оперативного перечисления денежных средств.
Роман Квитко, директор Дирекции по правовым вопросам ОАО «Газпромнефть»
Законом № 282-ФЗ уточнен порядок выплаты дивидендов: максимальный срок выплаты уменьшен с 60 до 25 рабочих дней, а выплата дивидендов в денежной форме осуществляется исключительно в безналичном порядке. Из последнего правила есть одно исключение —выплата дивидендов физическим лицам может осуществляться почтовым переводом. На мой взгляд, это нововведение положительно отразится на развитии организованного финансового рынка, поскольку снимет неопределенность в отношении акций, по которым регулярно выплачиваются дивиденды, когда составление списка лиц, имеющих право на получение дивидендов, осуществляется до даты фактического принятия решения о выплате (или невыплате) таких дивидендов. Указанные положения вступят в силу с 1 января 2014 г.
Среди изменений, внесенных Законом № 282-ФЗ, также стоит отметить и упрощение процедуры эмиссии привилегированных акций при конвертировании привилегированных акций одного типа в привилегированные акции другого типа (с иным объемом прав акционеров). Соответствующие изменения также были внесены и в законодательство о рынке ценных бумаг. Стала проще и процедура изменения положений устава АО, определяющих порядок конвертации привилегированных акций, в том числе количество, категория (тип) акций, в которые они конвертируются. В прежней редакции закона не допускалось изменение указанных положений устава после принятия решения о размещении конвертируемых привилегированных акций. Согласно новой редакции эти положения устава могут быть изменены вплоть до размещения первой конвертируемой привилегированной акции. Данные поправки вступили в силу со 2 января 2013 г. и позволяют отказаться от проведения «технической» эмиссии, предусматривающей конвертацию привилегированных акций в связи с изменением предоставляемого объема прав, заменив их изменениями в уже зарегистрированное решение о выпуске привилегированных акций. Это, в свою очередь, позволит избежать погашения акций и связанных с этим издержек эмитента. По моему мнению, данное нововведение также положительно отразится на возможностях компаний по привлечению новых инвесторов и общем развитии финансового рынка в России.
Вячеслав Коптяков, главный юрисконсульт по корпоративной практике группы компаний RU-СOM
В новой редакции Закона об АО к компетенции общего собрания акционеров отнесено принятие решения об обращении с заявлением о листинге и делистинге акций общества и (или) эмиссионных ценных бумаг общества, конвертируемых в акции общества. При этом если вопрос о листинге уставом общества может быть отнесен к компетенции совета директоров, то делистинг является исключительной компетенцией общего собрания акционеров. Таким образом, законодатель подчеркивает важность данного вопроса для акционеров.
Также в новой редакции Закона об АО установлено, что решение о делистинге акций вступает в силу только при условии, что общее количество акций, в отношении которых заявлены требования о выкупе, не превышает количество акций, которое может быть выкуплено обществом с учетом ограничения, установленного п. 5 ст. 76 Закона об АО (общая сумма средств, направляемых обществом на выкуп акций, не может превышать 10% стоимости чистых активов общества на дату принятия решения, которое повлекло возникновение у акционеров права требовать выкупа обществом принадлежащих им акций). Данное обстоятельство, безусловно, скажется на скорости реализации решения о делистинге. В целом данные изменения связаны с желанием законодателя защитить миноритариев от недобросовестных действий мажоритарных акционеров.
Анна Серебрянникова, директор по правовым вопросам ОАО «Мегафон»
Согласно новой редакции Закона об АО, вступившей в силу со 2 января 2013 г., цена (порядок определения цены) размещения дополнительных акций посредством подписки теперь может устанавливаться советом директоров общества не позднее начала размещения дополнительных акций. Соответственно, в решении об увеличении уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций можно не указывать цену (порядок ее определения), а сделать указание на то, что она будет установлена советом директоров не позднее начала размещения. Связанные с этим изменения были внесены и в порядок реализации преимущественных прав приобретения акций акционерами и некоторые другие положения закона.
Это изменение устанавливает более гибкие условия определения цены ценных бумаг и направлено на совершенствование отечественного законодательства, регулирующего эмиссионные отношения, на его приближение к реалиям рынка. Данная норма упрощает структурирование сделок на рынке ценных бумаг, так как принять решение о цене можно непосредственно перед размещением, как и принято в лучших мировых практиках.
Еще одно нововведение, на которое стоит обратить внимание: внесено изменение в положение о порядке участия акционеров в общем собрании в ситуации, когда производилось отчуждение акций после составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании. Если раньше бывший владелец акций обязан был выдать приобретателю доверенность на голосование или голосовать в соответствии с указаниями приобретателя, то со 2 января 2013 г. у него возникают указанные обязанности, только если это предусмотрено договором о передаче акций. Никакого положительного эффекта эта поправка, на мой взгляд, не несет. Более того, возникает проблема при регистрации на собрание, а также необходимость предусматривать в договоре обязательство продавца выдать доверенность. Вместо этого изменения можно было бы предусмотреть в законе получение подтверждения перехода прав на акции, например, передаточное распоряжение и выписку из реестра с указанием нового владельца.
Законом № 282-ФЗ отменяются ограничения по соответствию номинальной стоимости облигаций, выпускаемых обществом, его уставному капиталу или размеру предоставляемого обеспечения. Единственным условием для выпуска облигаций теперь является полная оплата уставного капитала общества. Данное изменение, очевидно, также направлено на установление более гибких подходов к регулированию действий инвесторов на рынке ценных бумаг. Однако маловероятно, что эмитенты, заинтересованные в успешном размещении своих облигаций, откажут потенциальным инвесторам в предоставлении обеспечения по облигациям. Ведь от этого, помимо прочих факторов, зависит и конечная сумма денежных средств, которую удастся привлечь при размещении.