На прошлой неделе депутаты от ЛДПР внесли на рассмотрение коллег законопроект, исключающий из Закона об ОСАГО пункт об использовании коэффициента износа деталей при расчете суммы страховой компенсации в случае аварии. Эксперты считают, что данный документ создан разработчиками с единственной целью — лишний раз «пропиариться» в СМИ, а вероятность того, что его не то что примут, а даже будут рассматривать на заседании Госдумы, исчезающе мала.
Статья 12 «Определение размера страховой выплаты» Закона об ОСАГО давно является предметом споров между страховщиками и автолюбителями. В настоящее время в ней записано следующее:
«2.1. Размер подлежащих возмещению убытков при причинении вреда имуществу потерпевшего определяется: <…> б) в случае повреждения имущества потерпевшего — в размере расходов, необходимых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до момента наступления страхового случая.
2.2. К указанным в пункте 2.1 настоящей статьи расходам относятся также расходы на материалы и запасные части, необходимые для восстановительного ремонта, расходы на оплату работ, связанных с таким ремонтом. Размер расходов на материалы и запасные части определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом на указанные комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты) не может начисляться износ свыше 80 процентов их стоимости».
Вице-спикер Госдумы от ЛДПР Игорь Лебедев и замруководителя фракции ЛДПР Ярослав Нилов предложили изменить закон таким образом, чтобы расчеты компенсации всегда основывались на стоимости новых деталей.
Сергей Беляков, автор сайта «Как бороться со страховой компанией», прокомментировал для «ЭЖ» предложение депутатов следующим образом:
«Этот вопрос не может решиться уже девять лет. Законопроект вряд ли пройдет, вероятность этого невелика. Скорее всего, он умрет в профильных комитетах. С точки зрения того, нужны ли такие поправки — тут палка о двух концах. С одной стороны, вряд ли можно ставить старую шаровую опору после аварии, тем более что мы сейчас боремся за безопасность на дорогах. Действительно, выплачивают по 20% от затрат всего. С другой стороны — если подобный законопроект будет принят, моментально начнется страховое мошенничество, подставы старых машин. К тому же подобные поправки сильно увеличат стоимость полиса, которая и так в марте вырастет процентов на 30. Решения нет. Его не было девять лет назад, нет и сейчас».
На вопрос, можно ли в таком случае считать предложение депутатов от ЛДПР чисто популистским, эксперт ответил утвердительно.
С мнением С. Белякова согласен и депутат нижней палаты, лидер движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков. В комментарии, данном РИА «Новости», он сказал: «Они (ЛДПР) зачастую какие-то идеи здравые озвучивают, но при этом отсутствует механизм реализации. Но в данном случае даже не в этом дело, основная проблема в том, что этот законопроект будет проходить по комитету по финансовому рынку и, конечно, если учитывать, что существует мощное страховое лобби, прохождение любых законопроектов, которые ущемляют бизнес-интересы страхового сообщества, малореально».
Таким образом, приходится признать, что предложенные депутатами поправки к ОСАГО, о которых на этой неделе написали все СМИ, являются обычным политическим пиаром, а не попыткой сознательного законотворчества. Впрочем, с учетом законов, которые в последнее время принимала Госдума, может быть, оно и к лучшему: как говорится, отсутствие новостей — уже хорошие новости.