Первые оценки развития российской экономики в 2012 г., представленные Росстатом, вызвали неоднозначную реакцию правительственных и независимых аналитиков. Минэкономразвития разглядел в них признаки оживления, эксперты — тень стагнации. Впрочем, все прогнозы прироста ВВП на текущий год колеблются в позитивном коридоре 1,5—3,5%. Лишь бы они сбылись…
Свежие данные Росстата позволяют оценить рост выпуска базовых видов экономической деятельности в 2012 г. на уровне 3,2%, что является значительным замедлением относительно 5,1% в 2011 г., подчеркивает научный сотрудник Центра развития ВШЭ Николай Кондрашов. «Сослаться, конечно, можно на неурожай в завершившемся году, но даже если полностью устранить влияние агросектора, то и тогда замедление остается существенным — до 3,7 с 4,2% в 2011 г.», — считает ученый.
Наиболее важные сектора экономики замедляли рост с самого начала прошлого года, что было связано с ухудшением внешней конъюнктуры и пессимизмом бизнеса в отношении перспектив внутреннего спроса, а также целесообразности инвестиций в развитие. Так, почти двукратное замедление прироста промышленности (с 4,7 в 2011 г. до 2,6%) стало следствием начавшейся в середине года стагнации не только добывающих, но и обрабатывающих производств. В структуре последних сохранили темпы роста, по оценке ЦР, лишь производители потребительских товаров, остальные же были вынуждены тормозить наращивание выпуска.
В прошлом году произошло существенное падение темпов роста производства инвестиционной продукции. Вслед за снижением инвестиционной активности опустились и темпы прироста строительства — до 2,4 с 5,1% в 2011 г.
Потребительский спрос под вопросом
Внешне весьма прилично выглядит динамика потребительского рынка. Действительно, в 2012 г. объем платных услуг населению и оптовая торговля выросли сильнее, чем годом ранее, а рост розничной торговли замедлился, но не критично. Однако внутригодовая динамика оборота первых двух секторов выглядит менее позитивно: оборот оптовой торговли с середины года сокращается, объем платных услуг населению в последние месяцы прекратил рост. Не за горами, полагает Н. Кондрашов, и торможение розничной торговли, которую до сих пор подпитывало растущее на 40% в год кредитование населения. Кстати, на неизбежность замедления роста кредитования граждан в 2013 г. уже неоднократно намекал Банк России, который видит угрозы в наращивании просроченной задолженности.
Динамика потребительского спроса и среднего уровня зарплат, по мнению руководителя аналитического департамента Номос-банка Кирилла Тремасова, начинает внушать серьезные опасения. Так, в декабре зарплаты в номинальном выражении выросли всего на 6,9% год к году, что почти вдвое ниже годового результата (13,3%). Соответственно, резко замедлился и рост реальных зарплат — лишь на 0,3% год к году (7,8% в целом по итогам года). При этом рынок труда по-прежнему характеризуется положительными трендами — безработица устойчиво снижается и с учетом сезонной корректировки составляет уже 5,2%.
«Замедление роста зарплат (шире — доходов населения) не является разовым явлением, а связано с базовыми экономическими тенденциями, — уверен К. Тремасов. — В текущем году замедление доходов населения станет более явным, и, по-видимому, именно этот фактор сыграет ключевую роль в общем замедлении экономического роста. Причина — отсутствие роста доходов экспортеров и более жесткая бюджетная политика (прирост расходов федерального бюджета запланирован в пределах 5%)».
Скромный рост спроса также отмечает эксперт консалтинговой группы «Полилог» Станислав Киреев: «Потребительская активность повысилась в декабре на фоне ослабления продовольственной инфляции, однако, учитывая замедление темпов роста розничного кредитования и заработных плат, мы сомневаемся, что ускорение показателей потребительского спроса будет продолжительным».
Инвестиционный спрос снизился по отношению к предыдущему году вместе с продолжающимся спадом в промышленном производстве, подтверждая картину постепенного замедления темпов экономического роста.
Таким образом, темпы роста ВВП в IV квартале прошлого года снизились ниже потенциального уровня, что должно, по словам С. Киреева, смягчить риторику Банка России. Замедление темпов экономического роста должно вынудить ЦБ начать цикл смягчения денежно-кредитной политики. Но не ранее того момента, когда регулятор убедится, что недавнее повышение потребительской инфляции не повлияет на инфляционные ожидания.
Помимо общего замедления российской экономики, считает Н. Кондрашов, следует обратить внимание и на затухающую внутригодовую динамику темпов роста. Можно предположить, что 3,5% прироста по итогам 2012 г., озвученные МЭР, соответствуют действительности. Но это означает, что в IV квартале прошлого года наша экономика вновь замерла, а прирост к последнему кварталу 2011 г. составил менее 2%.
Если допустить, что все основные сектора российской экономики в течение 2013 г. будут расти теми же темпами, которыми они росли в 2-м полугодии 2012 г., то большинство отраслей, прогнозируют ученые «Вышки», по итогам года покажут кризисные темпы роста. Например, промышленность вырастет на 0,2%, но главное — суммарный результат: прирост выпуска базовых видов деятельности, используемый для оценки динамики ВВП, замедлится в 2013 г. до 1,4%. Тут уже ни о каком превосходстве над «загнивающим Западом» говорить не придется…
Нота оптимизма
Более оптимистично оценивает итоги развития отечественной экономики и ее перспективы на 2013 г. заместитель главы МЭР Андрей Клепач. Российский ВВП в 2012 г. вырос на 3,5%, в IV квартале — на 2,2%, при этом в последнем месяце прошлого года экономическая динамика ускорилась.
Более того, подчеркивает А. Клепач, в декабре ВВП продемонстрировал ускорение роста не только в годовом, но и месячном выражении. Прирост в последнем месяце 2012 г. к декабрю 2011 г. равнялся 2,4% (для сравнения: ноябрь 2012 г. к предпоследнему месяцу 2011 г. — 2,1%).
Чиновник также обратил внимание на ускорение помесячной динамики ВВП. Декабрьский (2012 г.) показатель прироста ВВП к ноябрьскому уровню прошлого года составил 0,3%. Аналогичный индикатор в ноябре (к октябрю 2012 г.) равнялся 0,1%.
Еще один позитивный момент — снижение оттока капитала по итогам года по сравнению с прогнозными показателями. В октябре — декабре 2012 г., по оценке Центробанка, он составил 9,4 млрд долл., в целом за 2012 г. — 56,8 млрд долл. (МЭР ожидал отток на уровне 73—75 млрд долл.).
На этом фоне неудивительно, что Минэкономразвития надеется на ускорение экономического роста в 2-м полугодии 2013 г. В январе — июне специалисты МЭР прогнозируют прирост ВВП порядка 2,2—2,4%, зато в III—IV кварталах — более 4%.