Президиум ВАС РФ обсудил дополнения к тексту постановления Пленума от 18.11.2003 № 19, посвященному применению Закона об акционерных обществах (далее — Проект). Новые разъяснения направлены на ликвидацию схем, позволяющих обществам и контролирующим акционерам уклоняться от обязанностей по выкупу акций у миноритариев. Изначально документ был разработан как проект информационного письма Президиума, и содержал в себе только разъяснения по обязательному предложению о выкупе акций. Однако вскоре проект был дополнен новыми положениями и теперь претендует на статус постановления Пленума ВАС РФ.
ВАС РФ решил дополнить постановление Пленума от 18.11.2003 № 19 «О некоторых вопросах применения Федерального закона „Об акционерных обществах“» (далее — Закон об АО) новыми пунктами, разъясняющими тонкости выкупа акций по требованию акционеров и обязательного предложения после приобретения более 30% акций общества.
Проект соответствующего постановления Пленума был расценен корпоративными юристами как направленный на защиту прав владельцев небольших пакетов акций, или иначе — миноритариев. Именно поэтому его обсуждение на состоявшемся в конце января заседании Президиума ВАС РФ вызвало немалый интерес со стороны юристов, представляющих эмитентов и держателей крупных пакетов. В частности, Объединение корпоративных юристов (ОКЮР) направило судьям общую согласованную позицию с поправками к Проекту, которая, по мнению разработчиков, должна уберечь контролирующих акционеров от злоупотреблений со стороны миноритариев.
Влечет ли крупная сделка без одобрения право потребовать выкупа акций?
Одним из наиболее обсуждаемых пунктов Проекта стал п. 29.5, разъясняющий, можно ли требовать выкупа акций при совершении крупной сделки без одобрения.
Решение об одобрении крупной сделки, предметом которой является имущество стоимостью дороже половины балансовой стоимости активов общества, должно приниматься на общем собрании акционеров большинством в 3/4 голосов владельцев голосующих акций, принявших участие в собрании (п. 3 ст. 79 Закона об АО). При этом акционеры, которые голосовали против или не принимали участия в голосовании, вправе требовать от общества выкупа своих акций (п. 1 ст. 75 Закона об АО).
Совершение подобных сделок без одобрения собрания акционеров — распространенный сегодня способ обхода обязанности выкупить акции у несогласных с таким развитием общества миноритариев.
Дело в том, что крупная сделка, совершенная без одобрения, может быть оспорена по иску общества или акционеров. Но право требовать выкупа в Законе об АО привязано к волеизъявлению акционера на собрании. Оно предоставлено лицам, голосовавшим «против» или не принимавшим участие в собрании акционеров. Если же собрания не было, то и тех, кто голосовал на нем «против» или не присутствовал, тоже быть не может. Такая логика создает почву для злоупотреблений со стороны менеджмента или действующего через него контролирующего собственника общества.
В Проекте постановления предлагается два варианта рекомендаций для разрешения обозначенной проблемы. Первый (и основной) вариант гласит, что акционер может предъявить обществу требование о выкупе в течение общего трехлетнего срока исковой давности (ст. 196 ГК РФ). Суд вправе отказать в удовлетворении этого требования, если сделка была признана недействительной по причине отсутствия одобрения или если доля акционера позволила бы ему повлиять на решение собрания, если бы оно состоялось.
Формулировка второго, альтернативного, варианта разъяснения соответствует преобладающей сейчас судебной практике. В соответствии с этим вариантом акционер не вправе требовать выкупа акций, но может защищать свои права иными способами: требовать от общества или непосредственно от единоличного исполнительного органа возмещения причиненных акционеру убытков. Их размер при этом может определяться в том числе с учетом изменения цены акций, произошедшего в результате совершения спорной сделки.
По мнению Олега Зайцева, ведущего советника Управления частного права ВАС РФ, оба обозначенные варианта имеют право на существование, но в зависимости от ситуации. Применять их надо исходя из того, кто на самом деле стоит за совершением неодобренной должным образом сделки. Если это решение было принято менеджментом компании, то защиту прав акционеров следует осуществлять путем оспаривания сделки без выкупа акций. Если же сделка была заключена по инициативе мажоритария, то в таком случае миноритарии должны получить возможность выйти из общества, продав ему свои акции по справедливой цене.
Реализацию требования о выкупе акций предлагается ограничить 45 днями
При обсуждении Проекта постановления представители ОКЮР высказали пожелание о том, чтобы в тексте п. 29.5 в случае его принятия в основной редакции были уточнены сроки, в которые акционер вправе подать в суд иск к обществу с требованием о выкупе акций. По мнению корпоративных юристов, акционеры, выступающие против совершения сделки или не принимавшие участия в ее обсуждении, должны успеть потребовать выкупа акций в течение 45 дней с момента, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав (п. 3 ст. 76 Закона об АО). Основной текст п. 29.5 дает понять, что иск в суд по этому вопросу в любом случае будет принят в течение трехлетнего срока исковой давности.
Юристы из ОКЮР считают справедливым, чтобы обязательным условием для подачи иска в суд с требованием выкупа акций в этот срок было бы выдвижение акционерами требований к обществу о выкупе акций не позднее 45 дней с даты, когда они узнали или могли узнать о совершении нарушающей их права сделки. В противном случае срок предъявления требований фактически расширяется до общего срока исковой давности.
Кроме того, представители ОКЮР просили уточнить основания, по которым суд может отказать в удовлетворении иска в соответствии со ст. 10 ГК РФ. Юристы предлагают ограничить их случаями, когда сделка без одобрения была признана недействительной и, что важно по мнению ОКЮР, были применены последствия ее недействительности. Такое основание для отказа в удовлетворении иска, как наличие у акционера возможности повлиять на результаты голосования по вопросу одобрения сделки, если бы оно состоялась, члены ОКЮР предлагают исключить, желая, очевидно, чтобы институт требования выкупа акций распространялся не только на самых мелких акционеров.
Правила игры для аффилированных лиц могут ужесточиться
Среди разъяснений, посвященных обязательному предложению вследствие приобретения более 30% (50, 75%) акций, сразу несколько пунктов посвящены теме аффилированных лиц и приобретения косвенного контроля. Цель этих разъяснений — учесть косвенный контроль наряду с прямым и сделать невозможным уклонение от обязательного предложения через структурирование сделок. В том числе путем приобретения не акций, а их владельцев в расчете на то, что миноритарии не узнают о фактическом переходе прав.
Участники обсуждения Проекта признали революционным его п. 36.9, который распространяет обязательство сделать предложение по выкупу акций на всех аффилированных лиц из группы, повысившей корпоративный контроль. Также в этом пункте перечислены обстоятельства приобретения контроля, позволяющие квалифицировать участников сделок по переходу прав акционеров как аффилированных лиц.
Самый спорный абзац п. 36.9 позволяет владельцам ценных бумаг в случае уклонения от направления обязательного предложения или несогласия с предлагаемой ценой выкупа направлять иски к любому из аффилированных лиц об обязании выкупить акции.
Противники обозначенной позиции опасаются, что по причине отсутствия законодательной дефиниции аффилированного лица из группы лиц, рассматриваемых как аффилированные, станет избираться наиболее успешное в финансовом плане лицо, в адрес которого и будут направлены все иски. При том, что его аффилированость может оказаться чисто формальной (например, только через органы управления).
Также в Проекте содержится конкретизация порядка применения п. 6 ст. 84.2 Закона об АО, который запрещает голосовать акциями, превышающими 30% (50, 75%), до момента направления обязательного предложения. По мнению разработчиков Проекта, указанное ограничение должно распространяться на всех аффилированных лиц, под контролем которых оказался более чем 30-процентный (или 50, 75 соответственно) пакет акций пропорционально количеству акций, принадлежащих каждому из таких лиц (п. 36.10 Проекта).
Запутанно изложенный п. 36.14 направлен на то, чтобы помешать создателям искусственно наведенных отношений воспользоваться освобождением от обязательного выкупа в случае передачи акций внутри группы аффилированных лиц (п. 8 ст. 84.2 Закона об АО) и тем самым злоупотреблять субъективным правом в смысле ст. 10 ГК РФ.
Согласно п. 36.14 требование об обязательном предложении не распространяется на случаи, когда собственник акций сменился лишь юридически, а экономически акции остались внутри той же группы.