С нового года вступила в силу ст. 7.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», устанавливающая обязанность юридических лиц вносить сведения о фактах их деятельности в соответствующий Единый федеральный реестр. Несмотря на то что обязанность эта уже почти месяц как существует, Минэкономразвития России лишь на днях опубликовало проект приказа об утверждении Порядка формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц и Единого федерального реестра сведений о банкротстве, которые будут находиться в открытом доступе для всех желающих.
В соответствии со ст. 7.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон № 129-ФЗ) правительство делегировало Минэкономразвития России полномочия по определению:
- порядка формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц (далее — реестр), в том числе порядка формирования реестра в электронной форме;
- порядка и сроков внесения юридическими лицами и уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, сведений в реестр;
- порядка, сроков и цены их размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», вида электронной подписи, используемой для их внесения в реестр.
В разработанном и опубликованном министерством проекте приказа предусмотрено все вышеперечисленное, а также порядок формирования Реестра сведений о банкротстве в электронной форме, порядок и сроки включения сведений в него. Так, регламентацию получили взаимоотношения пользователей — юридических лиц и оператора, обеспечивающего формирование и ведение реестра.
В проекте Порядка установлен срок внесения (включения) сведений в реестр с являющимся его неотъемлемой частью Реестром сведений о банкротстве. По общему правилу сведения должны быть внесены в информационный ресурс в течение трех рабочих дней с даты, когда лицо узнало или должно было узнать о возникновении соответствующего факта. Однако из этого правила предусмотрены исключения:
- если законом или иным нормативным правовым актом установлен иной срок внесения (включения) сведений в информационный ресурс, то применяется именно он;
- если законом или иным нормативным правовым актом помимо внесения (включения) в информационный ресурс сведений предусмотрено также их опубликование или раскрытие иным образом, но срок внесения (включения) сведений в информационный ресурс при этом не установлен, то сведения вносятся не позднее срока, установленного для опубликования или раскрытия иным образом.
Сведения о деятельности организаций должны размещаться на сайте www.fedresurs.ru, о банкротстве — http//bankrot.fedresurs.ru. Несмотря на отсутствие утвержденного министерством Порядка, де факто реестр работает. Оператором, осуществляющим формирование и ведение реестра, в настоящий момент является Интерфакс, который взимает плату в размере 640 руб. (в том числе НДС) за размещение одного сообщения вне зависимости от его размера. Нам не удалось найти акта Минэкономразвития России, которым был бы установлен данный тариф, так как именно в его компетенцию входит установление платы за размещение. На наш запрос о реквизитах акта министерство не ответило. Так что легитимность взимания платы, да и вообще работы этого ресурса до утверждения соответствующих НПА, на наш взгляд, под вопросом. Но это тема отдельной дискуссии.
Проектом Порядка предлагается следующий алгоритм взаимоотношений с оператором. Для внесения соответствующих сведений в реестры оператор формирует учетную запись.
Внесение (включение) пользователями сведений в реестры будет осуществляться с помощью электронного сообщения, которое должно подписываться усиленной квалифицированной электронной цифровой подписью. Сертификаты на нее выдают аккредитованные оператором организации.
Также предусмотрено внесение сведений в реестры в автоматическом режиме, правда, при наличии соответствующих программных и технических средств, обеспечивающих взаимодействие между информационными системами. Надо полагать, что такая возможность будет создана для органов власти, например для ФНС России, которая должна будет включать в реестр информацию из ЕГРЮЛ.
Согласно ст. 7.1 Закона № 129-ФЗ внесение сведений в реестр юридическим лицом, на которого возложена такая обязанность, осуществляется за плату.
Счета на оплату будут формироваться оператором автоматически с указанием номера электронного сообщения, присваиваемого системой и подлежащего включению в платежный документ.
На размещение сведений у оператора будет один рабочий день после оплаты. Если размещение сведений осуществляется бесплатно, то оператор обязан внести сведения в реестры непосредственно после их поступления.
При необходимости подтверждения факта внесения (включения) сведений в реестры оператор по запросу должен выдать выписку из реестра на бумажном носителе или в форме электронного документа в течение двух рабочих дней со дня поступления запроса.
В случае обнаружения пользователем технической ошибки (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка) он должен будет внести в реестр сведения о допущенной ошибке и об изменении ранее внесенных (включенных) сведений с указанием ссылки на них.
Если же обнаруженная ошибка не техническая, то помимо внесения в реестр сведений о допущенной ошибке надо будет аннулировать сообщение с обязательным указанием ссылки на ранее внесенные (включенные) сведения. Оператор будет хранить истории всех произведенных изменений.
Ни один интернет-ресурс не обходится без технических работ. В связи с этим в проекте предусматривается, что их проведение не должно нарушать работоспособность информационной системы. В любом случае оператор обязан информировать всех пользователей о проводимых технических работах, ограничениях в доступе к информации в связи с ними, а также о сроках их завершения с помощью информационных сообщений на главной странице сайта.
к сведению
Обязательному внесению в реестр подлежат следующие сведения:
- о создании юридического лица (в том числе путем реорганизации);
- о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации или ликвидации;
- о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ по решению уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц;
- об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ или о ликвидации юридического лица;
- о прекращении унитарного предприятия, имущественный комплекс которого продан в порядке приватизации или внесен в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества;
- об уменьшении или увеличении уставного капитала;
- о назначении или прекращении полномочий единоличного исполнительного органа юридического лица;
- об изменении адреса (места нахождения) юридического лица;
- о стоимости чистых активов юридического лица, являющегося акционерным обществом, на последнюю отчетную дату;
- о стоимости чистых активов юридического лица, являющегося обществом с ограниченной ответственностью, в случаях, предусмотренных законом об обществах с ограниченной ответственностью;
- о получении лицензии, приостановлении, возобновлении действия лицензии, переоформлении лицензии, об аннулировании лицензии или о прекращении по иным основаниям действия лицензии на осуществление конкретного вида деятельности;
- о вынесении арбитражным судом определения о введении наблюдения;
- сведения, внесение которых предусмотрено другими федеральными законами;
- иные сведения, которые юридическое лицо вносит по своему усмотрению, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с российским законодательством.