Около 60 млрд руб. придется платить дополнительно малым и средним компаниям за электроэнергию начиная с 2014 г., подчеркивали участники заседания президиума «ОПОРЫ России» , которое прошло на этой неделе. Скачок тарифов станет результатом реализации решения правительства, предусматривающего освобождение крупного бизнеса от участия в перекрестном субсидировании тарифов для населения. Эксперты предлагают заморозить тарифы для малого и среднего бизнеса до момента, когда будут найдены источники финансирования образовавшегося провала в доходах региональных электросетей.
Схема поставки электроэнергии потребителям сейчас включает в себя несколько этапов. От генерирующих компаний энергия направляется в сети высокого напряжения, собственником которых является Федеральная сетевая компания (ФСК). Затем электричество подается в сети региональных распределительных компаний, которые объединены в холдинг МРСК. На последней стадии с покупателями взаимодействуют сбытовые компании.
В реальности крупные промышленные компании и системообразующие предприятия получают энергию напрямую от ФСК, остальные потребители (бюджетные организации, население, малый и средний бизнес) завязаны на сети МРСК. То есть фактические расходы на поставку электроэнергии крупному бизнесу существенно ниже, чем затраты на обеспечение электричеством малого и среднего бизнеса, тем более — простых граждан.
Тем не менее крупный бизнес (вместе со средним и малым) также оплачивает услуги МРСК, в тарифы которой включены средства для компенсации заниженной оплаты электроэнергии гражданами. «Фокус в том, что на уровне доходов региональных сетевых компаний более 200 млрд руб. в год заложено в перекрестное субсидирование населения. Это то, что население не доплачивает до экономически обоснованного тарифа», — комментирует сложившуюся ситуацию вице-президент «ОПОРЫ России» Александр Калинин.
Ранее правительство страны приняло решение избавить крупные предприятия от ноши перекрестного субсидирования населения (их вклад по оценке Минэнерго составляет 60 млрд руб.), начиная с начала 2011 г. Но затем перенесло из-за парламентских и президентских выборов сроки реализации этого решения на 2014 г.
Ну а далее все пойдет как в известной детской считалочке: «А» упало, «Б» пропало, кто остался на трубе (в нашем случае — региональной электросети)?
Крупный бизнес, подключенный напрямую к ФСК, перестанет платить повышенный тариф, потолок оплаты населения ограничивается Федеральной службой по тарифам, так что 60 млрд руб. в год придется доплачивать малому и среднему бизнесу.
Самое печальное, что по целому ряду регионов, в которых доля так называемой последней мили очень высока, увеличение тарифов будет просто стремительным. Так, в Еврейской АО прирост тарифов может составить, по оценке экспертов «ОПОРЫ России», более 100%. Уход крупного бизнеса от перекрестного субсидирования глава холдинга МРСК Георгий Боос считает результатом лоббирования интересов на уровне руководства страны и неумения малого и среднего бизнеса отстаивать свои интересы в спорах с корпорациями.
Выход из положения Г. Боос видит в усиленной работе над снижением издержек своей компании. Вместе с тем необходимы меры государственного регулирования отрасли, а возможно — использование бюджетных средств.
Отдельная тема — работа холдинга с дебиторами и кредиторами. «У нас тут порядка 70 млрд руб. зависло. И что будет, если они все лягут на убытки при положении, что крупные плательщики услуг компании уйдут от МРСК? Эти 70 млрд руб. также лягут дополнительно в тариф всем оставшимся», — порадовал участников заседания г-н Боос.
Минэнерго предлагает ввести социальную норму потребления электроэнергии для граждан с установлением экономически обоснованных тарифов (в три — четыре раза выше нынешних) при потреблении сверх социальной нормы. Кроме того, можно сократить затраты сетей, включая инвестиционную программу.
Эксперты «ОПОРЫ России» поддерживают предложения Минэнерго, но полагают, что решать проблему нужно более продуманно. Для этого нужно сейчас ограничить предельный рост тарифов для категории «прочие потребители» (куда входят малые и средние предприятия вместе с бюджетными организациями) до момента, когда будут найдены источники финансирования тарифов для населения.