Для владельцев инженерных коммуникаций утвержден порядок подачи заявления об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог. Правда, с соответствующими заявлениями им надо было обращаться в органы власти еще до нового года.
Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» допускает использование земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных) в целях прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации на условиях публичного сервитута.
Этим же законом полномочия по утверждению порядка подачи и рассмотрения заявления об установлении сервитута, а также требований к составу документов, прилагаемых к заявлению, переданы Минтрансу России.
Упомянутые положения закона были внесены Федеральным законом от 11.07.2011 № 193-ФЗ и вступили в силу 15 июля 2011 г. Кроме того, п. 3 ст. 5 Федерального закона от 11.07.2011 № 193-ФЗ обязывал владельцев инженерных коммуникаций, размещенных в границах полос отвода автомобильных дорог до 15 июля 2011 г., обратиться до 1 января 2013 г. в орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлениями об установлении публичных сервитутов в целях эксплуатации таких инженерных коммуникаций. Однако ни формы заявления, ни порядка его подачи к обозначенной дате Минтрансом России утверждено не было. Принятый им приказ от 17.10.2012 № 373 «Об утверждении Порядка подачи и рассмотрения заявления об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) в целях прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций и их эксплуатации, а также требования к составу документов, прилагаемых к заявлению об установлении такого публичного сервитута, и требования к содержанию решения об установлении такого публичного сервитута» был зарегистрирован Минюстом России только 28.01.2013 (рег. № 26725). И вступит в силу через десять дней со дня официального опубликования. Пока приказ не опубликован. В связи с этим приходится констатировать, что Минтранс России, приняв приказ в октябре прошлого года, все равно опоздал с ним больше чем на месяц.
Запоздавшим приказом утвержден не только порядок и перечень необходимых документов, но и образец заявления, которое подается в орган государственной власти или орган местного самоуправления. Заявление следует подавать в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог:
- общего пользования федерального значения — в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства;
- общего пользования регионального и межмуниципального значения — в уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации;
- общего пользования местного значения — в уполномоченный орган местного самоуправления.
К заявлению необходимо приложить:
- копию документа, удостоверяющего личность заявителя;
- копию документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица;
- копию кадастрового паспорта земельного участка или кадастровую выписку об этом земельном участке с обозначением на них планируемых границ сферы действия публичного сервитута (при наличии информации об этом земельном участке в государственном кадастре недвижимости);
- схему размещения объекта на земельных участках полосы отвода автомобильной дороги в масштабе 1:500 (при пересечении инженерными коммуникациями автомобильной дороги) или в масштабе 1:2000 (при расположении инженерных коммуникаций вдоль автомобильной дороги);
- копию согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги на планируемое размещение инженерных коммуникаций при проектировании прокладки, переносе или переустройстве инженерных коммуникаций в границах полосы отвода автомобильной дороги;
- копии договоров, заключенных владельцами инженерных коммуникаций, осуществляющими прокладку, перенос, переустройство инженерных коммуникаций и их эксплуатацию в границах полосы отвода автомобильной дороги, с владельцем автомобильной дороги, с техническими требованиями и условиями, подлежащими обязательному исполнению владельцами таких инженерных коммуникаций при их прокладке, переносе, переустройстве и эксплуатации.
В соответствии с утвержденным Минтрансом России порядком уполномоченный орган просто принимает пакет документов и в течение дня проверяет правильность заполнения заявления, наличие всех документов и регистрирует заявление. В течение трех рабочих дней после регистрации заявления орган власти должен решить, принимает ли он заявление к рассмотрению или отказывает в его рассмотрении.
Отказ в рассмотрении заявления возможен только в случае, если заявитель представил недостоверную или неполную информацию. При этом у владельцев коммуникаций есть два рабочих дня на то, чтобы устранить недостатки в оформлении заявления или представить недостающие документы.
А вот отказать в установлении публичного сервитута могут в случаях, если:
- уполномоченный орган не вправе устанавливать публичный сервитут на заявленных земельных участках;
- сведения, предоставленные в заявлении и документах, не соответствуют цели установления публичного сервитута;
- установление публичного сервитута на заявленных земельных участках невозможно.
Следует обратить внимание, что п. 4.4 ст. 25 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ предусмотрено всего два случая, когда орган государственной власти или орган местного самоуправления может принять решение об отказе в установлении публичного сервитута:
1) в случае нарушения порядка подачи заявления об установлении сервитута или требований к составу документов, прилагаемых к заявлению об установлении сервитута;
2) в случае несоответствия деятельности, которая осуществляется в границах полос отвода автомобильных дорог и для обеспечения которой необходимо установление публичного сервитута, требованиям технических регламентов, федеральных законов и (или) иных нормативных правовых актов РФ.
Исходя из этого, Минтранс России явно переборщил с перечисленными в утвержденном им порядке случаями отказа. Кроме того, такие формулировки как «не соответствуют цели» или «установление публичного сервитута невозможно» явно оценочные, а значит коррупциогенны.
Решение об установлении публичного сервитута принимается уполномоченным органом и оформляется соответствующим распорядительным актом в течение десяти рабочих дней с даты регистрации заявления.
Если же юридическое лицо, получившее решение об установлении публичного сервитута, будет преобразовано, изменит наименование или местонахождение либо изменится фамилия, имя или место жительства физического лица или индивидуального предпринимателя, то в уполномоченный орган следует подать заявление о внесении изменений в решение об установлении публичного сервитута с приложением документов, подтверждающих указанные изменения. Внесение соответствующих изменений в решение об установлении публичного сервитута будет производиться уполномоченным органом в течение трех рабочих дней с момента регистрации такого заявления.
Напомним, что решение об установлении публичного сервитута, соглашение об установлении частного сервитута должно быть направлено в орган, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».