Пока депутаты пытаются изучить законопроект с глобальными поправками в Гражданский кодекс РФ (напомним, на очереди сейчас «кусок» со скандальными новеллами относительно юридических лиц), мимо них загадочным образом проходят и становятся федеральными законами точечные изменения в эту же главу Кодекса. Буквально на днях оперативному вмешательству подверглись нормы об ассоциациях и союзах.
Федеральным законом от 11.02.2013 № 8-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральный закон „О некоммерческих организациях“» (далее — Закон № 8-ФЗ) внесены довольно значительные изменения в законодательное регулирование деятельности некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов. Этот закон вступил в силу очень оперативно — уже на следующий день, 12 февраля (п. 1 ст. 3 Закона № 8-ФЗ, опубликован 12.02.2013 на www.pravo.gov.ru). В целом можно сказать, что принятые изменения намного конкретнее регламентируют деятельность данного вида организаций, нежели прежние редакции ГК РФ и Федерального закона от 12.01.96 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», далее — Закон о НКО).
Для создания ассоциации или союза достаточно пяти учредителей-граждан
До сих пор под ассоциациями и союзами законодательство понимало объединения юридических лиц для координации их деятельности, а также защиты и представления их общих имущественных интересов. Теперь же статус таких организаций в корне изменился.
Во-первых, учредителями ассоциаций и союзов наряду с компаниями могут быть и граждане. Причем наличие у последних статуса индивидуального предпринимателя никак на данное право не влияет (п. 1 ст. 121 ГК РФ в ред. Закона № 8-ФЗ).
Ассоциации и союзы могут быть созданы не только для координации деятельности, защиты и представления имущественных интересов своих членов. Новое предназначение таких НКО — представление профессиональных интересов граждан, но в то же время такие ассоциации и союзы не должны преследовать цели защиты трудовых прав и интересов своих членов.
Кстати, к числу ассоциаций (союзов) теперь официально отнесены и саморегулируемые организации (см. также материал о реорганизации СРО на с. 14).
Во-вторых, количество учредителей ассоциации или союза не может быть менее пяти юридических лиц (граждан). Хотя согласно ранее действовавшей редакции ГК РФ и Закона о НКО никаких требований к конкретному количеству учредителей не предъявлялось, за исключением указания на то, что ассоциация (союз) — это объединение организаций, следовательно, может включать минимум двух учредителей.
В-третьих, ассоциация или союз по решению своих членов может преобразоваться в общественную организацию, автономную некоммерческую организацию, некоммерческое партнерство или фонд (п. 5 ст. 121 ГК РФ в ред. Закона № 8-ФЗ). Как видно, возможности реорганизации в части преобразования в иные формы некоммерческих организаций расширены (к ним добавлены фонды), а в части преобразования в коммерческие организации — сведены к нулю. Ранее такие организации вправе были преобразовываться как в некоммерческие, так и в коммерческие юридические лица: фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество, товарищество, некоммерческое партнерство (п. 4 ст. 17 Закона о НКО в прежней редакции).
Однако нормы Закона № 8-ФЗ, касающиеся ограничений преобразования в хозяйственные общества и товарищества, не распространяются на отношения по преобразованию ассоциаций и союзов в ныне запретные для них организационно-правовые формы, если решение о таком преобразовании было принято до 11 февраля 2013 г. включительно (п. 2 ст. 3 Закона № 8-ФЗ). Похожая оговорка есть и в отношении норм о требованиях к составу учредителей ассоциации или союза: они распространяются на организации, созданные после вступления Закона № 8-ФЗ в силу.
Но при этом стоит помнить, что ассоциация или союз, как и любая другая организация, считаются созданными с момента внесения записи о них в ЕГРЮЛ (п. 2 ст. 51 ГК РФ). А для некоммерческих организаций процедура регистрации проходит дольше и в два этапа — в органе Минюста России (14 дней), а затем в регистрирующем налоговом органе, который вносит сведения о новой некоммерческой организации в реестр (пять дней) (п. 8 ст. 13.1 Закона о НКО).
Вот и получается, что даже если решение о создании ассоциации или союза, имеющих менее пяти учредителей, было принято до 11 февраля 2013 г. включительно, но сведения в ЕГРЮЛ о вновь созданной организации к этой дате не внесены, такой НКО придется пополнять свои ряды в оперативном порядке. В противном случае в государственной регистрации ассоциации или союза откажут.
Субсидиарную ответственность ассоциаций и союзов расширили
В ГК РФ появились нормы, подробнее регулирующие дееспособность ассоциаций и союзов. Например, специально указано, что такие НКО могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, предусмотренные уставом. Также ассоциации и союзы названы собственниками своего имущества; они отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом, если иное не установлено в специальном законе.
Вообще стоит отметить, что Закон № 8-ФЗ ввел в положения, регламентирующие деятельность ассоциаций и союзов, много отсылочных норм. Так, например, ранее в ГК РФ было указано, что ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов, а члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по обязательствам этой НКО в размере и порядке, определенных учредительными документами (п. 4 ст. 11 Закона о НКО в прежней редакции).
Сейчас же ассоциация (союз) может привлекаться к ответственности по обязательствам своих членов, а последние — привлекаться к субсидиарной ответственности по долгам такой НКО, если это указано в законе (п. 4 ст. 121 ГК РФ в ред. Закона № 8-ФЗ). Таким образом, «финансовая независимость» НКО от долгов ее членов оказалась под вопросом.
Кроме того, существенно изменился (а точнее, расширился) перечень прав и обязанностей членов ассоциаций и союзов (ст. 122 ГК РФ). Помимо имевшихся ранее прав, теперь члены рассматриваемых НКО вправе в порядке, установленном законом и (или) уставом:
- участвовать в управлении делами организации;
- получать информацию о деятельности организации, знакомиться с бухгалтерской и иной документацией;
- обжаловать решения органов ассоциации (союза), влекущие за собой гражданско-правовые последствия;
- оспаривать совершенные ассоциацией (союзом) сделки и требовать возмещения причиненных ассоциации (союзу) убытков;
- безвозмездно, если иное не предусмотрено законом, пользоваться оказываемыми ассоциацией (союзом) услугами на равных началах с другими ее членами;
- по своему усмотрению выйти из ассоциации (союза) по окончании финансового года.
Стоит обратить внимание на тот факт, что в прежней редакции ГК РФ речь шла о безусловном праве члена ассоциации или союза пользоваться услугами такой организации безвозмездно. Теперь же безвозмездность поставлена в зависимость от дальнейшего законодательного регулирования данного вопроса.
Со вступлением в силу Закона № 8-ФЗ также утратила силу норма, устанавливавшая перечень учредительных документов ассоциации и союза, к которым относились устав и учредительный договор (ст. 122 ГК РФ). Теперь единственным учредительным документом для таких организаций является устав. В нем необходимо указывать:
- наименование и место нахождения организации;
- предмет и цели деятельности;
- условия о порядке вступления (принятия) членов и выхода из ассоциации (союза);
- состав и компетенция органов, порядок принятия ими решений;
- имущественные права и обязанности членов ассоциации (союза);
- порядок распределения имущества, оставшегося после ликвидации организации (п. 2 ст. 121.1 ГК РФ в ред. Закона № 8-ФЗ).
Перерегистрировать уже действующие НКО будут постепенно
Приведение учредительных документов ассоциаций и союзов в соответствие с требованиями Закона № 8-ФЗ будет проходить плавно.
Учредительные документы ассоциаций и союзов, созданных до 12 февраля 2013 г., нужно будет привести в соответствие с действующим законодательством при первой государственной регистрации изменений в такие документы. До этого момента учредительные документы действуют в части, не противоречащей положениям Закона № 8-ФЗ.