После того как в марте 2011 г. функции Федеральной службы страхового надзора (ФССН) Указом Президента РФ были переданы Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР), дела об административных правонарушениях в отношении страховых организаций стали возбуждаться почти в два раза чаще. Об этом сообщил на прошедшей в Москве пресс-конференции глава ФСФР Дмитрий Панкин.
Больше всего административных дел против страховщиков было заведено по ст. 19.7.3 КоАП РФ «Непредставление информации в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков». Эта статья была введена в феврале 2009 г. Федеральным законом № 9-ФЗ. В прошлом году по ней было возбуждено 568 дел, чаще всего связанных с нарушением сроков представления отчетности (208 дел). По данной статье на юридические лица может налагаться штраф от 500 000 до 700 000 руб.
Следующими по частоте в 2012 г. были административные дела по ст. 14.1 ч. 3 КоАП РФ, согласно которой на юридические лица за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией, может налагаться штраф до 40 000 руб. (в случае «грубого нарушения» — до 50 000 руб. плюс приостановка деятельности на три месяца). По этой статье страховщиков привлекали при задержке сроков выплат или необоснованному занижению выплат. Как отметил руководитель ведомства, результатом административного прессинга со стороны регулятора стало снижение числа жалоб клиентов на страховые компании.
Стоны и жалобы страховщиков стали раздаваться уже через пару месяцев после того, как ведомство Д. Панкина приступило к зачистке рынка, однако в ФСФР от штрафов не отказались. Как сам Д. Панкин, так и его заместители неоднократно называли штрафы «простым и эффективным методом регулирования». В целом за 2012 г. служба оштрафовала страховые компании на 92,3 млн руб., что составило 54% от общей суммы штрафов, наложенных на все поднадзорные ведомства (170 млн руб.). Следует отметить, что страховщики составляют всего 5% от общего количества поднадзорных ФСФР организаций. Более 80% штрафов было наложено в 1-м полугодии. К концу года страховщики взялись за ум и научились штрафов избегать.
Кроме того, службой в 2012 г. был разработан и утвержден новый стандарт представления отчетности. Согласно приказу ФСФР от 24.05.2012 № 12-33/пз-н «Об утверждении формы статистической отчетности № 1-С „Сведения об основных показателях деятельности страховщика“», был расширен перечень представляемых показателей, отменены представление отчетности в территориальные органы ФСФР России и представление отчетности филиалами страховщиков.
Среди отражаемых в статистике показателей впервые появился такой интересный показатель, как процент отказов по выплатам у каждого конкретного страховщика. Анализ этой графы уже дал обозревателям массу пищи для размышлений: так, у автостраховщиков, как выяснилось, проценты отказа в выплатах колеблются от 0,2 до почти 30%. В среднем же этот показатель в страховании автокаско колебался в районе 5%.
В 2012 г. было введено обязательное представление отчетности обществами взаимного страхования. Также появилась возможность представлять отчетность исключительно в виде электронного документа с электронной подписью (без представления на бумажном носителе). В целом, признают страховщики, ФСФР работает четко и профессионально — вот только штрафы уж очень высоки для мелких и средних страховых компаний.