Январь для российской экономики вышел неважным. Несмотря на то что на своем заседании в феврале ЦБР оставил все ключевые ставки без изменений, слабая январская экономическая статистика позволяет аналитикам с еще большей уверенностью говорить о том, что время для смягчения монетарной политики уже пришло.
Наибольшие опасения у аналитиков вызывают два фактора, главный из них — значительное замедление роста торгового оборота, менее важный, но существенный — рост безработицы, пусть и небольшой, но прекративший, наконец, странное явление, длившееся весь конец прошлого года, а именно — снижение безработицы в условиях медленного роста экономики. В январе безработица достигла 6%, в декабре она была всего 5,3%, и хотя это изменение хорошо объясняется изменением в сезонном спросе на рабочую силу, следует обратить внимание, что и со снятой сезонностью безработица подросла, хотя и несильно — 5,4% в январе против 5,2% в декабре. Значит, слабость экономики в конце концов сказалась и на рынке труда.
Аналитики особенно выделяют заметное снижение (5,9% в январе против 7,8% в декабре) оборота в торговле непродовольственными товарами. Удивление вызывает тот факт, что розничное кредитование росло в январе почти прошлогодними темпами, примерно на 40%, но не сказалось на покупках. Аналитики «Барклайс банка», правда, считают, что у этого явления внеэкономическое объяснение: необыкновенно долгая холодная погода, наблюдавшаяся в январе.
Замедление роста оборота розничной торговли продовольственными товарами многими экспертами предсказывалось, основанием для такого прогноза служило, в частности, резкое увеличение акцизов на алкоголь и табак, которое, с одной стороны, снизило покупки в январе, а с другой заставило запасливых граждан совершать крупные покупки в декабре. Но даже несмотря на это потребительский спрос остается ключевым фактором, поддерживающим хотя бы слабый рост российской экономики.
Аналитики «ВТБ Kапитала», впрочем, находят и положительный момент в безотрадной январской статистике — более быстрый рост реальных заработных плат и некоторое увеличение инвестиционной активности.
В январе объем инвестиций увеличился на 1,1%, в то время как в декабре было снижение на 0,7%. Эти показатели хорошо коррелируются с предварительными данными Федеральной таможенной службы об объеме импорта из дальнего зарубежья, подчеркивают аналитики «ВТБ Kапитала», совершенно не связаны с темпами роста в строительстве (потеряли 0,2 процентных пункта) и никак не согласуются с резким сокращением железнодорожных грузоперевозок (–7,3% в январе).
Реальные и номинальные зарплаты в январе увеличились соответственно на 8,0 и 15,6% против роста на 5,0 и 11,9% в декабре. Следует отметить, пишут аналитики «ВТБ Kапитала», что такая динамика благоприятна с точки зрения роста потребительских расходов, а значит, и роста экономики в целом.
Возвращаясь к действиям Центрального банка, аналитики «ВТБ Kапитала» высказывают мнение, что замедление роста оборота розницы, сокращение промышленного производства и рост безработицы не могут не натолкнуть регулирующий орган на мысль переключиться с инфляционного таргетирования — тем более что инфляция, которая достигнет годового максимума в феврале, явно будет замедляться — на борьбу с общеэкономическими рисками. Важно еще отметить, что экономический рост в феврале 2013 г. будет неизбежно хуже февраля 2012 г. — прошлый год был високосным.
Несколько более вероятно, считают аналитики, что ЦБ возьмется за понижение ставок уже в марте, однако может быть, что он выдержит и еще одну паузу, и тогда это произойдет в апреле; но никак не далее, ведь иначе не избежать стагнации.
Что касается валютного курса, то, по мнению аналитиков «ВТБ Kапитала», в ближайшие два месяца он должен опуститься заметно ниже привычного уровня 30 руб. за доллар. Ситуация с рублевой ликвидностью, предсказывают они, будет ухудшаться: растет ставка рублевого межбанковского кредита.