ВАС РФ не увидел в методике оценки заявок при определении победителя конкурса противоречия нормам Федерального закона «О защите конкуренции» (решение ВАС РФ от 18.01.2013 № ВАС-14525/12).
Суть дела
Компания, проигравшая открытый конкурс на право заключения договора аренды муниципального имущественного комплекса объектов теплоснабжения городского поселения, обратилась в ВАС РФ с заявлением о признании нормы п. 82 Правил оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, утвержденных приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67 (далее — Правила), не действующей со дня ее принятия как противоречащей положениям Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции).
Заявитель решил, что заложенная в оспариваемом пункте методика оценки заявок необъективно показывает информацию о лучших предложениях участников торгов, что противоречит п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции. Согласно п. 82 Правил критериями оценки заявок на участие в конкурсе помимо цены договора могут быть:
- сроки реконструкции (этапы реконструкции) объекта договора, если такая реконструкция предусмотрена в конкурсной документации, в том числе период с даты подписания договора до даты ввода объекта договора в эксплуатацию с характеристиками, соответствующими установленным договором технико-экономическим показателям;
- технико-экономические показатели объекта договора на момент окончания срока договора;
- объем производства товаров (выполнения работ, оказания услуг) с использованием имущества, права на которое передаются по договору;
- период с даты подписания договора до дня, когда производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) с использованием имущества, права на которое передаются по договору, будет осуществляться в объеме, установленном договором;
- цены на товары (работы, услуги), производимые (выполняемые, оказываемые) с использованием имущества, права на которое передаются по договору, и другие перечисленные критерии.
При этом в упомянутом пункте определена методика оценки заявок исходя из данных критериев. По мнению заявителя, именно расчет итоговой величины по перечисленным критериям, определяющий победителя по выявлению лучшего по отношению к другим участникам, а не определяющий лучшего по отношению к начальным показателям, искажает результаты подведения итогов торгов, не выявляя лучшие условия исполнения договора. При участии иных участников и неизменных показателях первоначальных участников меняются результаты итогов проведения торгов, что, по мнению компании, свидетельствует о нестабильности и необъективности рассмотрения заявок.
Позиция ВАС РФ
Однако Высший арбитражный суд РФ, рассматривая заявление компании, не увидел в п. 82 Правил противоречия Закону о защите конкуренции.
Согласно п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором их самостоятельными действиями исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Оспариваемый пункт Правил не содержит в себе положений, искажающих установленное в названном Законе понятие конкуренции, напротив, он содержит в себе единую методику расчетов оценки заявок на участие в конкурсе, позволяющую определять победителя конкурса, предложившего лучшие условия по сравнению с другими участниками.
ВАС РФ указал, что компания-заявитель вопреки требованиям п. 1 ст. 65 и п. 1 ст. 192 АПК РФ не обосновала тот факт, что оспариваемые положения Правил нарушают либо могут нарушить ее права и законные интересы. Представленные компанией в подтверждение своей позиции расчеты носили предположительный характер, и потому судьи не приняли их во внимание. ВАС РФ решил, что оспариваемые положения приказа ФАС России от 10.02.2010 № 67 не противоречат Закону о защите конкуренции, и не нарушают права и законные интересы заявителя. В итоге в удовлетворении заявленного требования было отказано.