Союз страховых организаций (ССО) направил на имя председателя Комитета Госдумы по финансовому рынку Наталье Бурыкиной письмо с критикой правительственных поправок в ОСАГО. Законопроект с поправками рассматривается в настоящее время в Госдуме в первом чтении. В ССО считают, что принятие поправок не повысит эффективность защиты прав страхователей при возмещении вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу, а наоборот — может окончательно обрушить систему ОСАГО, и без того (по мнению страховщиков) дышащую на ладан.
Так, если страховщиков обяжут ремонтировать поврежденные автомобили, как это предлагается, то это вызовет дополнительные проблемы для всех сторон. Страховщики будут вынуждены возиться с не свойственными им работами, а страхователи — разбираться с результатами. Учитывая, что организационно-технические возможности для ремонта у страховых компаний отсутствуют, а критерии оценки качества работ неясны, результаты эти могут оказаться прямо по басне Крылова: «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник».
Также ССО выразил сомнения в уместности предусмотренного поправками увеличения до 50 000 руб. (с нынешних 25 000 руб.) размера страховой выплаты при оформлении аварии по «европротоколу», то есть без участия сотрудников ГИБДД. Еще большие сомнения у страховщиков вызвал другой пункт — о 16-кратном увеличении суммы аналогичных выплат для Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей в порядке «эксперимента».
Как отмечается в письме, остается неясным — почему за одну и ту же цену (без учета региональных коэффициентов) жители разных субъектов будут получать разные по объему и качеству страховые услуги? Непонятна также дальнейшая процедура: если эксперимент окажется удачным, его распространят на автовладельцев остальных субъектов РФ, а если неудачным — отменят для автовладельцев четырех «экспериментальных» регионов? Кто, как и когда будет оценивать эту «удачность»?
«Предлагаем исключить данную норму из законопроекта как непроработанную и не подкрепленную экономическими выкладками. Более того, принимая во внимание, что эти новации законопроекта направлены на борьбу с «пробками», следует заметить, что значительная часть автовладельцев имеет еще каско и ДСАГО, что предполагает ожидание ими на месте ДТП сотрудников полиции и или аварийных комиссаров», — говорится в цитате, которую приводит агентство «Прайм Страхование».
На состоявшейся в середине февраля пресс-конференции А. Коваль также напомнил собравшимся о печальной судьбе объединенного закона об организации страхового дела, также находящегося на обсуждении в Госдуме. «Похоже, что он завис настолько, что Комитет по финрынку не включил его в план работы на весеннюю сессию», — сказал глава ССО, добавив, что «сегодня ни у Минфина, как автора этого закона, ни у Комитета нет ни физических, ни интеллектуальных сил, чтобы довести этот проект до логического завершения. А страховое сообщество в этом вопросе мало помогает. Раньше двигателем этого процесса всегда был ВСС (вероятно, имелись в виду времена, когда главой ВСС был сам А. Коваль. — Прим. ред.), но сегодня этого нет».