Субвенции растут пропорционально росту полномочий

| статьи | печать

Региональные власти охотно делятся с муниципальными властями деньгами из фондов компенсаций, но только когда передают органам местного самоуправления исполнение отдельных государственных полномочий.

В 2011 финансовом году суммарный объем субвенций муниципалитетам на выполнение делегированных им публичных обязательств государственной власти составил 711,4 млрд руб.

Допнагрузка остается значительной

Согласно мониторингу местных бюджетов, осуществленному Министерством финансов РФ по итогам 2011 финансового года, по состоянию на 1 января 2012 г. количество передаваемых субъектами Федерации на муниципальный уровень отдельных государственных полномочий остается существенным. 13 субъектов Федерации увеличили в 2011 г. количество переданных местной власти публичных государственных обязательств. По сравнению с 2010 г. дополнительная нагрузка на органы местного самоуправления возросла:

  • в Республике Ингушетия — с трех до восьми полномочий;
  • Калининградской области — с пяти до семи;
  • Республике Адыгея — с трех до пяти.

Ежегодно в 2010—2011 гг. передавалось местным админист­рациям выполнение более 15 государственных полномочий в Республике Дагестан, Забайкальском крае, Магаданской и Ярославской областях.

Таким образом, в целом по стране общий объем межбюджетных трансфертов в виде субвенций на исполнение полномочий государственной влас­ти вырос в 2011 г. на 13,7%, вдвое превысив уровень инфляции. Основной объем субвенций (56,7%) был предоставлен муниципальным районам — 403,7 млрд руб. В бюджеты городских округов поступило 300,5 млрд руб., или 42,3% всех субвенций. В бюджетах городских и сельских поселений субвенции составили 7,2 млрд руб., или 1% от общей суммы. Вывод однозначен: передача денег сопровождалась ростом нагрузки на органы местного самоуправления в дополнение к вопросам местного значения по действующему законодательству (Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ).

Справедливость требует указать, что в 22 субъектах Федерации уменьшили нагрузку на муниципальные власти. Снижение числа государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления в 2011 г., произошло, к примеру:

  • в Вологодской области — с 26 до 10;
  • Пермском крае — с 16 до 12.

Представленная здесь таблица показывает, какие функции органов государственной власти выполняют органы местного самоуправления.

Депутатам с Моховой неймется

В программу законодательной деятельности Государственной Думы РФ на май 2013 г. включено рассмотрение проекта закона «О национальной промышленной политике в Российской Федерации» (законопроект № 98281-5). Из пояснительной записки к нему следует, что целью разработки документа являются выработка и реализация стратегических приоритетов развития промышленности как основы развития экономики и социальной сферы.

Слов нет, развитие экономики невозможно без национальной промышленной политики. И международные эксперты считают, что Россия сейчас уперлась в проблему нехватки производственных мощнос­тей. Так, представитель МВФ в России Одд Пер Брекк на пресс-конференции в РИАН 20 февраля, отвечая на вопросы «ЭЖ» о российских адресатах глобального анализа мировой экономики и прогноза экономического развития России в 2013—2014 гг., сказал, что основными двигателями роста российской экономики были растущие цены на нефть, увеличение использования мощностей. По его словам, российская модель экономического роста обеспечивала достойные среднегодовые показатели на уровне 5—5,5%, но, скорее всего, исчерпала себя.

Инициировали новый законопроект депутаты еще прошлого, пятого созыва. В шестой, современной Госдуме из шести инициаторов остались двое — депутат четырех созывов Елена Панина и депутат трех последних созывов Сергей Собко. Представительница партийной фракции «Единой России» является членом думского комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, а представитель КПРФ возглавляет Комитет ГД по промышленности. Несмотря на солидный стаж служения электорату, похоже, они мало знакомы с проб­лемами местного самоуправления, если предлагают нагрузить муниципалитеты еще пятью полномочиями (см. таблицу). Их бывшие коллеги, участвовавшие в подготовке законопроекта, тоже были далеки от проб­лем современного российского земства. Ни один из них не входил в Комитет ГД РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. Видно, поэтому всем им — действующим и бывшим депутатам Госдумы — кажется, что ничего не стоит нагрузить органы местного самоуправления новыми обязательствами — надо лишь воспользоваться ст. 18 муниципального закона и внести изменения в законы «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Против таких вольных корректировок муниципального законодательства постоянно выступают практики и эксперты муниципального управления. И наш «Муниципальный форум» все годы своего существования.

Отдельные полномочия органов госвласти субъектов РФ, делегированные на муниципальный уровень

Наименование полномочия субъекта РФ

Количество субъектов РФ

2010 г.

2011 г.

Создание комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и организации деятельности таких комиссий

69

69

Социальная поддержка и социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей

19

19

Организация и осуществление деятельности по опеке и попечительству

75

77

Формирование и содержание архивных фондов

39

38

Поддержка сельскохозяйственного производства

32

33

Организация оказания медицинской помощи, предусмотренной законодательством субъекта РФ для определенных категорий граждан

23

26

Предоставление служебных жилых помещений для государственных гражданских служащих субъекта РФ, работников государственных учреждений субъекта РФ

66

67

Осуществление государственного контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в соответствии с законодательством РФ о долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости

62

63

Материально-техническое и финансовое обеспечение оказания адвокатской помощи в труднодоступных и малонаселенных местностях, определение порядка предоставления компенсаций расходов адвокату, оказывающему бесплатную юридическую помощь гражданам РФ в порядке, установленном ст. 26 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности в РФ»

20

22

Участие в урегулировании коллективных трудовых споров

19

17

Осуществление международного сотрудничества в соответствии с законодательством РФ, в т.ч. приграничного сотрудничества, участие в осуществлении государственной политики в отношении соотечественников за рубежом

17

19

Осуществление государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники

14

14

Организация предоставления начального, среднего и дополнительного профессионального образования

52

49

Организация оказания медицинской помощи, предусмотренной законодательством субъекта РФ для определенных категорий граждан

23

15

Примечание. Сейчас в составе РФ 83 субъекта.

Источник: Министерство финансов РФ

к сведению

Какими полномочиями предлагают нагрузить органы местного самоуправления:

  • формирование и осуществление муниципальных программ поддержки субъектов промышленной деятельности, включая программы содействия развитию промышленных кластеров;
  • анализ финансовых, экономи­ческих, социальных и иных показателей развития промышленнос­ти и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития промышленности на территориях муниципальных образований;
  • формирование инфраструктуры поддержки субъектов промышленной деятельности на территориях муниципальных образований и обеспечение ее деятельности;
  • содействие деятельности некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов промышленной деятельности, и структурных подразделений указанных организаций;
  • информирование субъектов промышленной деятельности о трудовых ресурсах и о потребнос­тях создания новых рабочих мест на территориях муниципальных образований.

Источник: проект федерального закона «О национальной промышленной политике в Российской Федерации»