На днях Президент РФ подписал так называемый антитабачный закон, которым вводятся довольно серьезные ограничения как для продавцов табачных изделий, так и для их потребителей. Закон частично вступит в силу с 1 июня, а полностью начнет работать с 1 января 2017 г.
Проект антитабачного закона был внесен в Госдуму в прошлом году (см. «ЭЖ», № 46, с. 8) и довольно быстро приобрел статус закона. Федеральным законом от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее — Закон № 15-ФЗ) установлен понятийный аппарат для соответствующих правоотношений, права и обязанности органов власти, граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.
Курение в офисах, на пляже и транспорте окажется под запретом
Законом № 15-ФЗ постепенно вводится запрет на курение в общественных местах. В первый день лета вступит в силу запрет на курение:
- на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных и иных подобных, медицинских, реабилитационных, санаторно-курортных услуг (заметим, что понятие территорий применительно к данному случаю в Законе № 15-ФЗ не дано);
- в помещениях социальных служб, занятых органами государственной или муниципальной власти;
- на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных помещениях;
- в лифтах и местах общего пользования многоквартирных домов;
- на детских площадках и в границах территорий, занятых пляжами;
- на автозаправочных станциях.
С отсрочкой (с 1 июня 2014 г.) заработает запрет на курение:
- в поездах дальнего следования и судах, находящихся в дальнем плавании, при перевозках пассажиров;
- в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных, гостиничных услуг и услуг по временному размещению или его обеспечению, бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков, нестационарных торговых объектов.
Территории и объекты, на которых курение табака будет запрещено, необходимо размещать специальные знаки. Означает ли отсутствие такого знака, что на данной территории или объекте курение дозволено, в Законе № 15-ФЗ не говорится. Но его неразмещение в месте, где такой знак должен быть размещен, наверняка будет иметь неприятные последствия для лиц, ответственных за такое размещение, в виде привлечения к административной ответственности.
Однако из приведенного выше обширного перечня Закон № 15-ФЗ позволяет сделать два исключения. По решению собственника или уполномоченного им лица может быть разрешено курение на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по пассажирским перевозкам, а также в помещениях общего пользования многоквартирных домов. Но только если такое курение осуществляется в специально отведенных для этого местах на открытом воздухе или же в изолированных помещениях, оборудованных системами вентиляции. Каким образом должно будет оформляться такое решение собственника и как следует обозначать отведенные для курения места, в Законе № 15-ФЗ не уточняется. Требования к оснащению специальных мест для курения должен будет утвердить уполномоченный государственный орган.
Право торговли табаком не будет зависеть от площади торговых объектов
В тексте антитабачного законопроекта содержались жесткие условия по ограничению продажи табачной продукции и табачных изделий. В частности, планировалось установить право такой продажи лишь за стационарными торговыми объектами с площадью более 50 кв. м в городах и более 25 кв. м в сельской местности. А при отсутствии в сельской местности стационарных торговых объектов планировалось разрешить на их территории развозную торговлю табаком.
В Законе № 15-ФЗ указанные нормы переформулированы, и ограничения по площади торговых объектов из них исключены (ст. 19). Розничная торговля табаком разрешается в магазинах и павильонах. Под магазином при этом понимается здание или его часть, специально оборудованные, предназначенные для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченные торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже. Под павильоном понимается строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно рабочее место или несколько рабочих мест.
Положение о возможности осуществления развозной торговли табачной продукцией в сельской местности при отсутствии стационарных торговых объектов в тексте закона осталось без изменений.
Кроме того, торговля табачной продукцией даже в местах, где она разрешена, будет проходить в особом порядке. Выкладывать в торговом зале пачки с сигаретами продавцы больше не смогут. Вместо этого в торговом зале необходимо будет размещать список реализуемой табачной продукции, составленный в алфавитном порядке. Никакой свободы творчества для рекламодателей в этом списке нет: он должен быть напечатан на белой бумаге, буквами черного цвета и без каких-либо графических изображений.
Также будет запрещена поштучная продажа сигарет, продажа сигарет пачками, содержащими менее 20 штук, продажа табачных изделий без потребительской тары или в потребительской таре вместе с иными товарами.
Кроме того, Законом № 15-ФЗ установлен перечень объектов и территорий, где торговля табаком будет под запретом в любом виде. К ним, в частности, относятся территории и помещения, предназначенные для оказания образовательных услуг, а также территории, расположенные к ним ближе, чем 100 метров по прямой линии.
Минимальные цены на табак составят 3/4 от максимума
С 1 января 2014 г. начнут действовать нормы Закона № 15-ФЗ, регулирующие минимальные цены на табачную продукцию.
В настоящее время законодательством устанавливаются только максимальные пределы таких цен. Их минимальный предел в следующем году должен будет составлять 75% от максимальной цены. За реализацию табачной продукции по ценам ниже минимальных виновные лица будут привлекаться к ответственности. В настоящее время административная ответственость для компаний установлена лишь за завышение максимальной цены на табачную продукцию (ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ) в виде штрафа в размере двукратной выручки, полученной от реализации продукции по такой цене за весь период реализации, но не более чем за год. Кодексом предусмотрена также и санкция за занижение регулируемых государством цен, правда, без оговорки в отношении табачной продукции (ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ). Однако даже если соответствующие корректировки в эту статью не внесут, на наш взгляд, ее вполне можно будет использовать при привлечении к ответственности торговцев, «продешевивших» со стоимостью сигарет.