Налоговые правоотношения
Постановление Правительства РФ от 30.01.2013 № 59
«О внесении изменения в Перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость»
Внесены изменения в перечень технологического оборудования, аналоги которого не производятся в РФ и ввоз которого не подлежит обложению НДС.
В перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 30.04.2009 № 372, позиция под кодом ТН ВЭД ТС 8477 20 000 0, изложена в новой редакции:
«8477 20 000 0 Экструзионное оборудование „Дуплекс“, „моноэкструдер“ для выпуска боковин, протекторов, резиновых лент шин цельнометаллокордных для автобусов или моторных транспортных средств для перевозки грузов, экструзионное оборудование для производства протекторов и боковин „Квадроплекс“, соэкструзионная установка для производства выдувных пленок VAREX (R) производства компании Windmoller & Holscher KG, технологическая линия по производству компаундов пероксидносшиваемых на базе экструдера CKMP 150-110-12L/D».
Новшество применяется с 9 февраля 2013 г.
Приказ ФНС России от 28.01.2013 № ММВ-7-3/41@
«Об утверждении форм документов для применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей»
Разработаны новые формы документов для применения ЕСХН.
С 1 января 2013 г. действует новый порядок регистрации и снятия с учета плательщиков ЕСХН. Соответствующие изменения были внесены в ст. 346.3 НК РФ Федеральным законом от 25.06.2012 № 94-ФЗ. В этой связи и возникла необходимость в разработке новых форм.
Существенных изменений по сравнению с ранее действовавшими формами (утверждены приказом ФНС России от 16.12.2011 № ММВ-7-3/934@) нет. В основном редакции подверглись названия форм. Так, формы, которые представляют налогоплательщики (формы № 26.1-1, № 26.1-2, № 26.1-3) стали рекомендуемыми. При этом форма № 26.1-1 теперь называется «Уведомление о переходе на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей», а название формы № 26.1-5 изменено на «Сообщение о нарушении сроков уведомления о переходе на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей».
Добавлена новая рекомендуемая форма уведомления о прекращении предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (форма № 26.1-7).
Приказ ФНС России от 15.01.2013 № ММВ-7-3/9@
«Об утверждении Классификатора видов предпринимательской деятельности, в отношении которых законом субъекта Российской Федерации предусмотрено применение патентной системы налогообложения (КВПДП)»
Утвержден Классификатор видов предпринимательской деятельности, в отношении которых законом субъекта РФ предусмотрено применение патентной системы налогообложения (КВПДП).
Классификатор представляет собой систематизированный свод наименований видов предпринимательской деятельности и их кодов. Напомним, что код вида деятельности проставляется в заявлении на получение патента (форма № 26.5-1).
Кодовое обозначение представляет собой шесть цифр. Первые две цифры — код вида предпринимательской деятельности. Он соответствует номерам подпунктов п. 2 ст. 346.43 НК РФ, в которых перечислены виды деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения. Если вид деятельности по ОКУН относится к бытовым услугам и не поименован в п. 2 ст. 346.43 НК РФ, ставится значение «99».
Вторые две цифры кода обозначают код субъекта РФ. Он берется из Ведомственного справочника ФНС России «Субъекты Российской Федерации» (ССРФ), утвержденного приказом МНС России от 25.03.2002 № БГ-3-13/149.
Третьи две цифры — порядковый номер вида деятельности. Он присваивается в соответствии с порядком следования видов предпринимательской деятельности, установленных законом субъекта РФ.
Приказы ФНС России от 25.01.2013 № ММВ-7-6/35@
«Об утверждении формата представления бухгалтерской отчетности в электронной форме» и ММВ-7-6/34@ «Об утверждении формата представления бухгалтерской отчетности субъектов малого предпринимательства в электронной форме»
Появились новые форматы представления бухгалтерской отчетности в электронной форме для организаций, а также для малых предприятий.
Данные форматы должны применяться при представлении в налоговые органы бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2012 г. в электронном виде.
Их разработка обусловлена вступлением в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и Общероссийского классификатора организационно-правовых форм ОК 028—2012, утвержденного приказом Росстандарта от 16.10.2012 № 505-ст. В соответствии с комментируемыми приказами в состав электронной бухгалтерской отчетности входят: бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, отчет о целевом использовании средств, пояснительная записка, аудиторское заключение, заявление ревизионного союза сельскохозяйственных производителей.
Приказы ФНС России от 15.02.2012 № ММВ-7-6/87@ и от 16.11.2012 № ММВ-7-6/881@ признаны утратившими силу.
Приказ ФНС России от 21.01.2013 № ММВ-7-12/22@
«Об утверждении рекомендуемой формы справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, порядка ее заполнения и рекомендуемого формата ее представления в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи»
Утверждена новая форма справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов.
Сама форма справки не претерпела каких-либо существенных изменений по сравнению со старой формой (была утверждена приказом ФНС России от 23.05.2005 № ММ-3-19/206@). Напомним, что данный документ выдается налоговыми органами по запросу налогоплательщиков и налоговых агентов. Однако теперь в нее добавлено одно приложение. В нем указывается, в каких территориальных налоговых органах у налогоплательщика имеется задолженность по уплате налогов, сборов, пеней, процентов за пользование бюджетными средствами и штрафов. Дополнен перечень оснований, при которых в справке делается запись «не имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, пеней, процентов за пользование бюджетными средствами, штрафов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством о налогах и сборах Российской Федерации». Так, эта запись будет указываться в справке в отношении сумм, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной.
Помимо бумажной версии справки, приказом утвержден и ее электронный формат.
Письмо Минфина России от 07.02.2013 № 03-05-05-01/2766
От налога на имущество освобождается движимое имущество, приобретенное после 1 января 2013 г., даже если оно имеет статус «б/у».
Объектом налогообложения по налогу на имущество организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (п. 1 ст. 374 НК РФ).
При этом не облагается налогом движимое имущество, принятое с 1 января 2013 г. на учет в качестве основных средств (п. 8 ст. 374 НК РФ).
Минфин России разъяснил, что применение данной нормы не зависит от того, приобретается новое движимое имущество или имущество, которое уже было поставлено на учет в качестве основных средств у продавца.
Поэтому движимое имущество, приобретенное организацией и отраженное в бухучете в составе основных средств в 2013 г., не является объектом налогообложения по налогу на имущество организаций в любом случае. И порядок его учета у бывшего собственника до 2013 г. для нового владельца не имеет никакого значения. Ведь такая зависимость нормами главы 30 НК РФ не установлена.
Письмо Минфина России от 04.02.2013 № 03-03-06/2/2269
Продолжать амортизировать неотделимые улучшения арендованного имущества после заключения нового договора аренды нельзя.
В письме рассмотрена ситуация, когда сначала с арендатором был заключен краткосрочный договор аренды, а затем по его окончании стороны оформили новый долгосрочный договор аренды. Во время действия первого договора арендатор произвел неотделимые улучшения арендованного имущества. Его интересовал вопрос: можно ли продолжать начисление амортизации по таким улучшениям в рамках нового договора аренды? Ведь объект аренды остался тем же самым.
Минфин России разъяснил, что этого сделать нельзя. Начисление амортизации по неотделимым улучшениям в целях налогообложения прибыли должно быть прекращено с первого числа месяца, следующего за месяцем окончания срока действия первого договора аренды. Объясняется это тем, что в п. 1 ст. 258 НК РФ прямо сказано, что капитальные вложения, произведенные арендатором с согласия арендодателя, стоимость которых не возмещается, амортизируются в течение срока действия договора аренды. Но выход из такой ситуации есть — компании нужно не заключать новый договор, а пролонгировать прежний.
Письмо Минфина России от 30.01.2013 № 03-03-06/1/40
Как определить долю прибыли обособленного подразделения, если оно создано по месту бывшего нахождения организации?
Порядок определения доли прибыли, приходящейся на обособленное подразделение, установлен в п. 2 ст. 288 НК РФ. Согласно этой норме Кодекса такая доля рассчитывается как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого подразделения, соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, в целом по налогоплательщику. Показатели обособленного подразделения берутся за отчетный (налоговый) период.
В комментируемом письме специалисты финансового ведомства указали, что организация при расчете доли прибыли, приходящейся на обособленное подразделение, созданное по месту прежнего учета организации, должна учитывать среднесписочную численность работников (расходов на оплату труда) и остаточную стоимость амортизируемого имущества этого обособленного подразделения с момента его создания.
Письмо ФНС России от 11.02.2013 № ЕД-4-3/ 2113@
Налоговики разъяснили, как отражать в декларации по налогу на прибыль корректировку налоговой базы в связи с применением в сделке между взаимозависимыми лицами цен, не соответствующих рыночным.
Сразу отметим, что рекомендации согласованы с Минфином России (письмо от 30.01.2013 № 03-03-10/1759) и размещены на официальном сайте ведомства в разделе «Разъяснения ФНС России, обязательные для применения налоговыми органами». Суть их сводится к следующему.
Сумму корректировки базы по налогу на прибыль нужно указывать по строке 107 приложения 1 к листу 02 налоговой декларации. Одновременно с представлением декларации по налогу на прибыль налогоплательщикам рекомендовано направлять в инспекцию пояснительную записку. В ней нужно указать сведения о контролируемых сделках, в отношении которых произведена корректировка налоговой базы и суммы налога на прибыль (в частности, номер и дату договора, стоимость предмета сделки, указанную в договоре, сумму произведенной корректировки, сведения об участниках сделки) и иную значимую информацию. Информация, отражаемая в пояснительной записке, необходима для разграничения предмета контроля между ФНС России и территориальными инспекциями, а также позволит сократить объем переписки между налогоплательщиками и налоговыми органами.
Письмо ФНС России от 07.02.2013 № ЕД-4-3/1828@
Как определить долю недвижимого имущества в составе активов российской организации для целей применения подп. 5 п. 1 ст. 309 НК РФ?
Данным письмом ФНС России довела до сведения нижестоящих налоговых органов позицию Минфина России, изложенную в письме от 01.11.2012 № 03-08-13, с целью использования ее в работе.
При реализации иностранной организацией, не осуществляющей свою деятельность через постоянное представительство в РФ, акций (долей) российских организаций, более 50% активов которых состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории РФ, налог на прибыль удерживается источником выплаты таких доходов (подп. 5 п. 1 ст. 309 НК РФ).
Минфин России считает, что для определения доли недвижимого имущества следует исходить из совокупной суммы всех активов российской организации, акции (доли) которой были реализованы иностранной организацией. Непосредственный расчет доли может быть произведен на основании балансовой стоимости активов российской организации и балансовой стоимости недвижимости.
Необходимая для расчета информация может быть получена покупателем акций — налоговым агентом непосредственно от эмитента, акции которого им приобретаются, либо из любых иных не запрещенных законом достоверных источников.
В качестве подтверждающих документов могут использоваться бухгалтерский баланс и расчет по налогу на имущество по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую сделке по купле-продаже акций.
Письмо Минфина России от 29.12.2012 № 03-07-09/168
Разъяснен порядок выставления корректировочных счетов-фактур при получении согласия покупателя на изменение стоимости отгруженных товаров (работ, услуг) по почте.
Нормами Налогового кодекса предусмотрено, что корректировочный счет-фактура составляется продавцом в течение пяти дней с момента получения документа, подтверждающего согласие покупателя на изменение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) (п. 3 ст. 168, п. 10 ст. 172 НК РФ). А какую отправную точку для выставления корректировочного счета-фактуры брать, если согласование новой цены пришло по почте?
Специалисты финансового ведомства разъяснили, что если документ, подтверждающий согласие покупателя, был отправлен им по почте, продавец выставляет корректировочный счет-фактуру не позднее пяти календарных дней со дня получения этого документа. При этом подтверждением даты получения документа может являться конверт с проставленным на нем штемпелем почтового отделения, через которое он получен.
Письмо Минфина России от 11.01.2013 № 03-03-06/1/5
Финансисты разъяснили, как признать для целей налогообложения прибыли организаций доходы и расходы от реализации работ по производству с длительным технологическим циклом.
Специалисты финансового ведомства указали, что под производством с длительным технологическим циклом в целях исчисления налога на прибыль следует понимать производство, сроки начала и окончания которого приходятся на разные налоговые периоды, независимо от количества дней осуществления производства. При выполнении работ (услуг) с длительным производственным циклом, не предусматривающим их поэтапной сдачи, цена договора на их реализацию распределяется между отчетными периодами, в течение которых выполняется договор, равномерно или пропорционально доле фактических расходов отчетного периода в общей сумме расходов.
При этом отнесение возникших затрат к расходам текущего отчетного (налогового) периода осуществляется налогоплательщиком в общеустановленном порядке, в соответствии со ст. 272, 318 НК РФ. А именно: прямые расходы учитываются по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они заложены, а косвенные — в полном объеме.
Если отнести прямые расходы к конкретному производственному процессу по изготовлению данного вида продукции (работ, услуг) невозможно, налогоплательщик в своей учетной политике для целей налогообложения самостоятельно определяет механизм распределения указанных расходов с применением экономически обоснованных показателей.