Трудовое законодательство обязывает работодателя выплатить работнику выходное пособие при прекращении трудового договора по ряду оснований. Как правило, при расчете необходимых сумм не возникает трудностей. В то же время налоговые последствия назначения выходных пособий не столь однозначны. Работодатели нередко заблуждаются по поводу использования прав на налоговые льготы, а порой злоупотребляют своими правами, что приводит к неполной уплате налогов и взносов на обязательное социальное страхование за работников.
Когда выходное пособие обязательно
В первую очередь напомним, при каких обстоятельствах ТК РФ обязывает выплачивать работнику выходное пособие. Случаев таких несколько, и их исчерпывающий перечень находим в самом Трудовом кодексе.
Пособие в размере двухнедельного среднего заработка
Двухнедельный средний заработок в силу ст. 178 ТК РФ причитается при расторжении трудового договора по следующим основаниям:
— отказ работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, либо отсутствие у работодателя соответствующей работы (п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ);
— призыв работника на военную службу или направление его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу (п. 1 ч. 1. ст. 83 ТК РФ);
— восстановление на работе работника, ранее выполнявшего эту работу (п. 2 ч. 1 ст. 83 ТК РФ);
— отказ работника от перевода на работу в другую местность вместе с работодателем (п. 9 ч. 1 ст. 77 ТК РФ);
— признание работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (п. 5 ч. 1 ст. 83 ТК РФ);
— отказ работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора (п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ).
Двухнедельное выходное пособие в обязательном порядке выплачивается также при прекращении трудового договора с работником, занятым на сезонных работах, в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации (ст. 296 ТК РФ).
Пособие в размере среднемесячного заработка
Выплату одного среднего месячного заработка ст. 81 и ст. 84 ТК РФ предусматривают при увольнении в связи:
— с ликвидацией организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ);
— сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ);
— прекращением трудового договора вследствие нарушения не по вине работника правил его заключения (п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ), если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы. Если нарушение указанных правил допущено по вине работника, то выходное пособие работнику не выплачивается.
Работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) либо сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ), на общих основаниях выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка (ст. 318 ТК РФ).
Пособие в размере трехмесячного среднего заработка
Как минимум трехмесячный средний заработок выплачивается при расторжении трудового договора:
— с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером в связи со сменой собственника организации;
— руководителем организации в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора (при отсутствии виновных действий руководителя) (ст. 181 и 279 ТК РФ).
Обложение обязательных выплат
В отношении обязательных выплат, о которых говорилось выше, никаких сомнений не возникает: расходы на них учитываются при налогообложении прибыли организации-работодателя. Эти суммы не облагаются НДФЛ и страховыми взносами. Основание — ч. 1, п. 9 ч. 2 ст. 255, п. 3 ст. 217 НК РФ, подп. «д» п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ), п. 2 ч. 1 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Закон № 125-ФЗ).
Если сумма пособия больше предусмотренной законом
Однако нередки случаи, когда по желанию работодателя или по соглашению сторон трудовых отношений принимается решение о назначении при прекращении трудового договора большей суммы выходного пособия (компенсации, единовременной выплаты и т.п.) или о выплате выходного пособия в случае, не предусмотренном в качестве обязательного в ТК РФ.
Может ли такая не предусмотренная законом выплата уменьшать базу по налогу на прибыль организаций? Да, если она соответствует условиям последнего абзаца ст. 178 ТК РФ и нормам ст. 255 НК РФ.
Как следует из ст. 178 ТК РФ, трудовым договором или коллективным договором могут предусматриваться другие случаи выплаты выходных пособий, а также устанавливаться повышенные размеры выходных пособий. То есть первым шагом для признания выплаты верно документально оформленной должно стать ее правильное название — выходное пособие, а также указание на нее именно в трудовом договоре с работником или в коллективном договоре организации, а не только в приказе об увольнении или, скажем, в соглашении сторон о прекращении трудового договора.
Отразить причитающееся выходное пособие можно в трудовом договоре как сразу при трудоустройстве, так и впоследствии, подписав дополнительное соглашение, в том числе даже и перед увольнением непосредственно.
Если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо условия, эти условия могут быть определены отдельным приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора (т. 57 ТК РФ). Так как дополнительное соглашение к договору является его неотъемлемой частью, условие ТК РФ выполняется.
Налоговый кодекс разрешает относить к расходам обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком (ст. 252). Статьей 255 НК РФ установлено, что в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Таким образом, расходы в виде выплаты выходных пособий, предусмотренных трудовым договором или дополнительным соглашением к трудовому договору, могут быть учтены в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций. Контролирующие органы это не оспаривают (письма Минфина России от 24.01.2012 № 03-03-06/1/29, от 31.03.2011 № 03-03-06/1/188, от 16.12.2010 № 03-03-06/1/787, от 07.04.2011 № 03-03-06/1/224, от 14.03.2011 № 03-03-06/2/40, от 03.12.2010 № 03-03-06/4/117, от 17.11.2010 № 03-04-06/6-268, от 02.12.2009 № 03-03-05/219, от 07.12.2009 № 03-03-06/1/789).
Пример 1
Трудовой договор с работником прекращается по соглашению сторон (п. 1 ч. 1 ст. 77 ТК РФ). Условием соглашения сторон стала выплата работнику выходного пособия в размере десяти средних месячных заработков. Соответствующие дополнения внесены в трудовой договор путем подписания дополнительного соглашения к нему, так как первоначально эта выплата в договоре не фигурировала.
Вся сумма выходного пособия работнику может быть учтена налогоплательщиком при формировании базы по налогу на прибыль за соответствующий отчетный период.
Важно: выплата, предусмотренная договором, должна называться именно выходным пособием, чтобы ее можно было отнести к расходам в налоговом учете. Дело в том, что, например, на основании п. 25 ст. 270 НК РФ в целях налогообложения прибыли не учитываются расходы в виде надбавок к пенсиям, единовременных пособий уходящим на пенсию ветеранам труда.
Существует и арбитражная практика по этому вопросу. Так, постановлением Президиума ВАС РФ от 01.03.2011 № 13018/10 по делу № А19-25409/09-43 отнесение организациями к расходам, учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, сумм в виде надбавок к пенсии, единовременных пособий уходящим на пенсию работникам и иных аналогичных выплат, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором, признано неправомерным. Аргумент: указанные выплаты носят непроизводственный характер и не связаны с оплатой труда работника.
Таким образом, единовременное поощрение, выплачиваемое при увольнении работников в связи с выходом на пенсию, предусмотренное коллективным договором общества, не учитывается в составе расходов в целях налогообложения прибыли организаций.
Пример 2
Между обществом и генеральным директором был заключен трудовой договор (контракт), которым предусмотрена обязанность общества в случае прекращения договора (за исключением случаев увольнения генерального директора за совершение винов-ных действий), исходя из того, что генеральный директор проработал в этой должности более семи лет, выплатить ему единовременную надбавку к пенсии по старости в размере 24 среднемесячных должностных окладов из расчета за последние три месяца.
В связи с выходом на пенсию генеральному директору общества по условиям контракта было начислено 21512231,75 руб. единовременного пособия.
Общество включило суммы надбавки в расходы в целях налогообложения прибыли. Но при налоговой проверке ИФНС сочла такие действия нарушением, своим решением произвела доначисление налога на прибыль, начислила пени и штраф. Общество, не согласившись с решением инспекции, обратилось в суд, однако арбитражные суды всех инстанций встали на сторону налогового органа, признавая неправомерным отнесение названной суммы к расходам, учитываемым при определении налогооблагаемой прибыли.
Суды исходили из того, что в трудовом законодательстве отсутствует ограничение работодателей на выплату работникам вознаграждений, не связанных с трудовой деятельностью. Однако в целях налогообложения перечень выплат в пользу работников ограничен. Такие выплаты для их отнесения к расходам, учитываемым при налогообложении прибыли, должны быть связаны непосредственно с выполнением работниками своих трудовых обязанностей в рамках трудовых отношений.
Поскольку спорная выплата носит непроизводственный характер и не связана с оплатой труда работника, суды пришли к выводу о правомерном исключении ее инспекцией из состава указанных расходов, учитываемых обществом при определении налогооблагаемой прибыли на основании ст. 255 НК РФ.
Президиум ВАС РФ, куда обратилось общество, посчитал обоснованной и ссылку суда кассационной инстанции на нормы п. 25 ст. 270 НК РФ, в соответствии с которыми при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются также расходы в виде надбавок к пенсиям, единовременных пособий уходящим на пенсию ветеранам труда. Принимая во внимание данное указание Кодекса и то, что произведенная обществом выплата директору единовременной надбавки к пенсии по старости аналогична по своему содержанию расходам, поименованным в п. 25 ст. 270 Кодекса, суд кассационной инстанции пришел к обоснованному выводу о неправомерном отнесении обществом спорной суммы к расходам, учитываемым при определении налогооблагаемой прибыли.
(По материалам постановления Президиума ВАС РФ от 01.03.2011 № 13018/10.)
По аналогичным основаниям, как разъясняет Минфин России, не учитывается выплата единовременной компенсации работнику в связи с установлением ему утраты профессиональной трудоспособности (письмо от 16.02.2012 № 03-03-06/4/8).
Ликвидация и сокращение численности или штата: о чем нужно знать
При расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) либо сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) увольняемому помимо выходного пособия сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, что в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен (ст. 178 ТК РФ).
Для работников, уволившихся из организаций, расположенных на Крайнем Севере и в приравненных к нему местностях, также предусмотрено сохранение среднего месячного заработка на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия) (ст. 318 ТК РФ). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, что в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
В соответствии с письмом Минфина России от 15.03.2006 № 03-03-04/1/234, в котором в свою очередь дана ссылка на письмо Роструда от 27.10.2005 № 1754-61, начисления на период трудоустройства за третий месяц причитаются всем работникам, чей статус отвечает ст. 178 ТК РФ. Сказанное относится и работникам-пенсионерам, высвобождаемым в связи с сокращением численности или штата работников организации, если в двухнедельный срок после увольнения такой работник обратился в службу занятости и не был ею трудоустроен.
В отношении северян Роструд письмом от 11.02.2010 № 594-ТЗ (ссылку на данное письмо находим в письме ФНС России от 09.06.2010 № ШС-37-3/3837@) разъясняет следующее. Исходя из смысла редакции ч. 2 ст. 318 ТК РФ органы службы занятости населения своим решением вправе охарактеризовать случай, когда уволенный в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников организации работник не был трудоустроен за промежуток времени, в течение которого за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства при условии, что этот работник обратился в орган службы занятости населения в месячный срок после увольнения, как исключительный и сохранить за уволенным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения средний месячный заработок.
Такие же начисления причитаются на общих основаниях и работникам-пенсионерам, высвобождаемым в связи с сокращением численности или штата работников организации, расположенной в районах Крайнего Севера.
Основанием для выплат на период трудоустройства будет представленная работником трудовая книжка, подтверждающая, что по истечении каждого из этих месяцев работник не был трудоустроен. Бухгалтеру нужно снять копию с этого документа и заверить ее печатью и подписью с указанием даты. Чтобы получить компенсацию за последний месяц, работник должен представить бывшему работодателю справку из службы занятости о сохранении за ним среднемесячного заработка за третий месяц со дня увольнения.
Сумму сохраняемого среднего месячного заработка на период трудоустройства выплачивает работодатель по прежнему месту работы за счет средств собственных средств. Именно поэтому, будучи финансово заинтересованым в сокращении расходов, работодатели и задаются вопросом правомерности требований работника выплатить пособие за третий месяц с момента увольнения. Ввиду того что законодатель не определил перечень «исключительных случаев», которые дают работнику право на получение выплаты за этот месяц по прежнему месту работы, нередко между «попавшим под сокращение» работником и организацией возникает спор о необходимости выплаты: ведь служба занятости выдает справки всем вставшим на учет и не нашедшим работу. Споры такого рода подсудны районным судам.
Пример 3
Сотрудник организации — пенсионер, получающий трудовую пенсию по старости. Трудовой договор с ним прекращен в связи с сокращением штата организации. Работник в установленный срок после увольнения обратился в службу занятости с целью трудо-устройства, однако работу за три месяца после прекращения трудового договора так и не нашел.
Согласно ст. 178 Трудового кодекса РФ при расторжении трудового договора в связи с сокращением численности организации увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с учетом выходного пособия).
В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Прежний работодатель, учитывая, что безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы к ней приступить (п. 1, 3 ст. 3 Закона РФ от 19.04.91 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»), а также то, что безработными не считаются граждане, которым в соответствии с законодательством РФ назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо досрочная пенсия в связи с сокращением, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению (п. 3 ст. 3 Закона РФ от 09.04.91 № 1032-1), счел, что выплата на период трудоустройства бывшему работнику-пенсионеру не причитается.
Однако Роструд в письме от 27.10.2005 № 1754-61 разъясняет, что у органов службы занятости нет достаточных оснований отказа в регистрации пенсионеров в службе занятости в целях их трудоустройства, а также для принятия в отношении пенсионеров решений об отказе в сохранении за ними в течение третьего месяца со дня увольнения среднего месячного заработка в порядке ч. 2 ст. 178 ТК РФ и выдачи пенсионерам соответствующих документов (справок).
В свою очередь, ст. 255 НК РФ предусмотрено, что в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами. В соответствии с п. 9 ст. 255 НК РФ в состав расходов на оплату труда включаются начисления работникам, высвобождаемым в связи с реорганизацией или ликвидацией налогоплательщика, сокращением численности или штата работников налогоплательщика.
Указанные начисления работникам осуществляются, в частности, в соответствии со ст. 178 ТК РФ.
Учитывая сказанное, начисления работникам-пенсионерам, высвобождаемым в связи с сокращением численности или штата работников налогоплательщика, в том числе в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен, учитываются в составе расходов по оплате труда на основании п. 9 ст. 255 НК РФ.
Правила определения среднего заработка
Выходное пособие и выплаты на период трудоустройства производятся из расчета среднего заработка, который определяется по правилам Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922. Как следует из п. 9 Положения, оплате подлежат рабочие дни, приходящиеся на период, за который выплачиваются пособие и компенсации на период трудоустройства. Работнику, которому установлен суммированный учет рабочего времени, при определении суммы выходного пособия и компенсаций на период трудоустройства используется средний часовой заработок. Он исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные часы в расчетном периоде, включая премии и вознаграждения, учитываемые в соответствии с п. 15 Положения, на количество часов, фактически отработанных в этот период. Сумма пособия определяется путем умножения среднего часового заработка на количество рабочих часов по графику 40-часовой рабочей недели.
Если стороны пришли к письменному соглашению о расторжении трудового договора до истечения двухмесячного срока отработки после уведомления о сокращении, работнику причитается дополнительная компенсация в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении (ст. 180 ТК РФ). Компенсацию следует рассчитать в порядке, аналогичном исчислению выходного пособия.
Обложение выплат на период трудоустройства и компенсации при досрочном увольнении
Выплаты на период трудоустройства, а также указанная компенсация при досрочном увольнении в полном объеме включаются работодателем в состав расходов на оплату труда в налоговом и бухгалтерском учете.
Ситуация с обложением выходного пособия и выплат на период трудоустройства НДФЛ особая.
С 2012 г. в силу п. 3 ст. 217 НК РФ облагаются налогом на доходы физических лиц выплаты в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации при их увольнении в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. На эту тему см. также письма Минфина России от 11.04.2012 № 03-04-05/6-489, от 02.04.2012 № 03-04-06/6-86, от 13.02.2012 № 03-04-06/6-34.
Напомним, что компенсация при досрочном расторжении трудового договора при сокращении численности или штата, а также при ликвидации организации, предусмотренная ст. 180 ТК РФ (когда работник по соглашению с работодателем идет на увольнение до истечения двухмесячного срока уведомления о прекращении трудовых отношений), не относится к классу выходных пособий или выплат на период трудоустройства.
Такая компенсация не только полностью включается в расходы работодателя на оплату труда, но и не облагается страховыми взносами и НДФЛ независимо от других выплат, сопутствующих увольнению (п. 3 ст. 217 НК РФ, ст. 9 Закона № 212-ФЗ, ст. 20.2 Закона № 125-ФЗ). Этот вопрос также разъяснен в письмах Минфина России от 14.04.2010 № 03-04-06/6-74, от 11.03.2009 № 03-04-06-01/54 и от 12.04.2006 № 03-05-02-04/45.
При начислении с сумм выходного пособия и иных связанных с увольнением компенсаций социальных страховых взносов применяется особый порядок, отличный от используемого для целей налогообложения прибыли или удержания НДФЛ.
Подпункт «д» п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ, подп. 2 п. 1 ст. 20.2
Закона № 125-ФЗ определяют, что не подлежат обложению страховыми взносами на обязательное социальное страхование все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск. То есть страховые взносы не начисляются только с выплат при увольнении, которые прямо установлены ТК РФ (ст. 84, 178, 296, 318 ТК РФ и др.).
Выплата работникам каких-либо компенсаций, выходных пособий в дополнительных случаях или в суммах, превышающих установленный ТК РФ минимум, облагается страховыми взносами на общем основании, даже если она прописана в трудовом договоре или коллективном договоре организации (см. письмо Минздравсоцразвития России от 26.05.2010 № 1343-19, постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.04.2011 по делу № А56-27968/2010).
Пример 4
Общество уволило 352 сотрудника. Между обществом и увольняемыми сотрудниками были заключены соглашения о расторжении трудового договора в соответствии с п. 1 ст. 77 ТК РФ, предусматривающие выплату выходного пособия в фиксированной сумме, установленной каждому конкретному работнику индивидуально. Всего по дополнительным соглашениям к трудовым договорам были выплачены выходные пособия в общей сумме более 20 млн руб. Указанные выплаты общество не включило в облагаемую базу по страховым взносам на обязательное социальное страхование.
Организации при проверке было вменено занижение базы для начисления страховых взносов. По решению контролирующих органов взносы были доначислены, а также начислены пени и штраф.
Обратившись в суд с целью отмены решения проверяющих, общество проиграло дело по следующим причинам.
Положения подп. «д» п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ, подп. 2 п. 1 ст. 20.2 Закона № 125-ФЗ не могут быть применены, поскольку увольнение работников производилось не по основаниям, предусмотренным ст. 178 ТК РФ, а по соглашению.
Выплата компенсации увольняемому работнику при расторжении трудового договора по соглашению сторон не запрещена законодательством РФ (абз. 10 ст. 178 ТК РФ), однако не является обязательной, и размер такой компенсации определяется не законодательством РФ, а соглашением сторон трудового договора. Следовательно, выплата подлежит обложению взносами, так как не попадает под действие указанных льгот.
Важно!
При увольнении работника, уплачивающего алименты, нужно не забыть удержать их и с выходного пособия, а также с сумм, выплачиваемых на период трудоустройства уволенным в связи с ликвидацией организации, осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата. Основание — п. «е», «п» ч. 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.07.96 № 841.