Сокращение бюджетных расходов США, вступившее в силу 1 марта 2013 г., не оказало значительного влияния на ситуацию на мировых финансовых рынках — если не сказать, что дало положительный эффект.
Основные мировые фондовые индексы сначала практически не откликнулись на неудачу президента США Барака Обамы, которую он потерпел в переговорах с республиканской партией, а потом даже пошли в рост.
Американские фондовые биржи завершили торги вторника ростом. Промышленный индекс Dow Jones Industrial Average повысился на 0,89% — до рекордных 14253,77 пункта. Высокотехнологичный NASDAQ прибавил 1,32% и достиг 3224,13 пункта. Индекс широкого рынка S&P 500 увеличился на 0,96% — до 1539,79 пункта.
Предыдущий рекорд был установлен накануне мирового финансового кризиса — 9 октября 2007 г., когда индекс Dow Jones поднялся до 14164,53 пункта. С начала текущего года Dow Jones прибавил 8,8%. Значение Standard & Poor's 500 сейчас находится всего в 25 пунктах от рекорда.
Интересно, что до самого последнего момента многие аналитики, в том числе мировые звезды экономического прогноза, были уверены, что Обама найдет какой-то способ уговорить политических противников и отложить секвестр. Но этого так и не произошло. Таким образом, с первого дня календарной весны в США вступил в действие план сокращения бюджетных расходов, который предусматривает их снижение на 85 млрд долл. в нынешнем году и на 1,2 трлн долл. в каждый из следующих десяти лет. Основное бремя сокращения бюджетных расходов понесет армия США, расходы которой сократятся более чем на 8%.
Но как отмечают аналитики, 85 млрд долл. — это всего лишь 0,6% ВВП США. И хотя секвестр уже вступил в силу, республиканцы, вполне вероятно, еще смогут договориться с демократами о частичном преодолении секвестра уже во второй декаде марта. Аналитики БКС считают, что последствиями частичного секвестра станет замедление темпов роста ВВП всего на 0,3 процентного пункта, что для американской экономики будет почти незаметно, а также не помешает ей вырасти как минимум на 2% в текущем году. Экономический рост в этой крупнейшей экономике мира, весьма очевидно, ускоряется, и она вполне способна преодолеть негативный момент — тем более что отнюдь не бюджет формирует основные денежные потоки в стране. Кроме того, государственный сектор понесет потери в рабочих местах, что будет оказывать дополнительное давление на рынок труда, подстегивая Федеральную резервную систему сохранять мягкую денежно-кредитную политику.
На прошлой неделе председатель Федеральной резервной системы Бен Бернанке два дня подряд убеждал банковский комитет Сената в том, что преимущества программ количественного стимулирования перевешивают затраты на них и связанные с ними риски. Следом заместительница Бернанке Дженнифер Йеллен в очередной раз подтвердила отсутствие рисков от третьего раунда количественного смягчения и указала на необоснованность раннего выхода из него.