Существующий порядок формирования и использования суверенных фондов России, по оценке экспертов РЭУ им. Г.В. Плеханова, превратился в механизм торможения российской экономики. Поступающие в эти фонды дополнительные нефтегазовые экспортные доходы управляются Минфином и Банком России крайне неэффективно. Они практически заморожены и не используются для модернизации российской экономики, ее перевод на инновационную траекторию развития, формирование человеческого капитала.
Сегодня назрела необходимость создания принципиально нового механизма управления суверенными фондами (Резервного фонда и Фонда национального благосостояния), включающего инвестиционную составляющую, уверены ученые старейшего экономического вуза России. Эта идея получила официальное признание президента страны Владимира Путина в Бюджетном послании и реализуется путем создания специализированной структуры — Росфинагентства. Правда, это название не выражает сути ее деятельности. Ей больше подходит название «Российский инвестиционный нефтяной фонд» (RIPF).
Ключевыми целями Росфинагентства, по мнению академика РАЕН, д.э.н. Владимира Слепова, должно стать инвестирование и увеличение доходности суверенных фондов с гарантией их сохранности. Именно эффективное управление активами и их приумножение является задачей этой структуры, а не расходование средств, что относится к функции бюджета страны. При эффективной работе фонда в среднесрочной перспективе в Росфинагентство может быть передан и государственный долг.
Эффективное управление этими государственными активами возможно в рамках открытого акционерного общества. Работа в этой правовой форме наиболее удобна, так как она имеет наилучшее законодательное регулирование и описание. Форма «ОАО» позволит Росфинагентству, с одной стороны, действовать в строгих законодательных рамках, с другой — наилучшим образом выполнять свою миссию в инвестиционной деятельности. При этом Росфинагентство формируется со 100-процентным участием государства, учредителем фонда выступает Российская Федерация, а права акционера осуществляет Минфин России.
Такая форма организации Росфинагентства, по оценке д.э.н. Ольги Гришиной, позволит дифференцировать вложения суверенных инвестиционных ресурсов по наиболее устойчивым и надежным ценным бумагам, по регионам мира, валютам и отраслям. Опыт функционирования государственного нефтяного стабилизационного фонда Норвегии показывает, что его доходность превышает 10%.