У заинтересованных читателей газеты есть редкая возможность внести предложения по развитию местного самоуправления в стране. Европейский клуб экспертов местного самоуправления приглашает практиков и аналитиков муниципального управления и всех, кто не желает быть созерцателем, а хочет участвовать в улучшении условий и качества жизни вокруг себя, принять участие в разработке Концепции развития российской глубинки на принципах экономической самостоятельности и политической автономии.
Клуб экспертов формирует рабочую группу не только из своего состава, но и всего профессионального сообщества. Список, скорее всего, будет открытым до окончания работы над проектом программного документа.
Пришла пора переосмысления
Президент Европейского клуба экспертов местного самоуправления доктор Эмиль Маркварт утверждает, что решение инициировать и организовать эту работу возникло не спонтанно. «Оно связано в первую очередь с тем, что сегодня можно констатировать отсутствие в России ясной стратегии и политики в отношении местного самоуправления (местной власти, муниципалитетов) как со стороны государства, так и в обществе», — сказал господин Э. Маркварт корреспонденту «ЭЖ».
Напомним, что на заседании Совета при Президенте РФ по развитию местного самоуправления, которое в последний день января провел Владимир Путин, глава поселка Звездный Чегемского района Кабардино-Балкарской Республики Ольга Селихова тоже высказалась за разработку нового закона, поскольку «за время своего действия с 2003 г., а фактически с 2006-го» действующий 131-й закон «претерпел значительные изменения, и некоторые его положения уже не соответствуют современным реалиям».
В самом деле, десять лет реализации муниципального закона (от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ) достаточно для того, чтобы:
- осмыслить, что сделано;
- увидеть негатив и отказаться от него;
- оценить позитив и тиражировать опыт;
- наметить генеральное направление становления местной власти.
О бедном бюджете замолвим словечко
Редакция «ЭЖ» просит своих читателей высказываться об экономической основе местного самоуправления, ее налоговой и бюджетной составляющей. Советуем перелистать выпуски «Муниципального форума» текущего года и предыдущих лет, и, освежив в памяти наши тезисы и выводы, дополнить их собственными доводами из практики муниципального управления и внести новые аргументированные предложения. К примеру, на совещании у Президента РФ глава городской администрации Обнинска (Калужская область) Александр Авдеев обратил внимание аудитории на бедность большинства российских муниципалитетов и внес предложение судам формулировать решения, а контролирующим органам — предписания таким образом, чтобы органы местного самоуправления могли выполнить их требования при формировании следующего годового бюджета или внесении поправки в действующий бюджет, что связано с необходимостью голосования в местном представительном органе. Ведь муниципальные депутаты устанавливают приоритетность расходования бюджетных средств, исходя из пожеланий, поступающих от граждан на публичных слушаниях, сказал мэр наукограда. По его словам, зачастую требования проверяющих органов или судебные решения вступают в противоречие с Бюджетным кодексом РФ, по которому «бюджет планируется и принимается раз в год».
Глава государства сообщил, что поручил правительству внести в законодательство изменения, позволяющие субъектам Федерации вводить с 2014 г. местный налог на недвижимое имущество. «Этот налог должен стать важным источником доходов местных бюджетов», — подчеркнул В. Путин.
Правда, такой пункт не значится в Перечне поручений по итогам заседания 31 января, размещенном на сайте Президента РФ 19 февраля. Видимо, оно было дано раньше.
«Учиться, учиться и еще раз учиться»
Зато сформулировано поручение правительству и региональным властям обучать кадры местной власти. Смущает лишь то, что исполнителям предоставлен большой временной люфт: федеральному правительству отпущен срок до 1 апреля, а губернаторам — до 1 сентября. Как бы разработка и принятие программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы, работников муниципальных учреждений не растянулась на долгие месяцы. Как это случилось с замещением на единый налог на недвижимость двух местных налогов на земельные участки и недвижимое имущество физических лиц. В силу разных причин объявленное введение нового налога, полностью остающегося там, где взимается, переносится несколько раз.
По данным Министерства регионального развития РФ, профессиональная подготовка и переподготовка требуется примерно 341 000 человек, занимающих муниципальные должности и должности муниципальной службы. Статистические сведения о численности таких работников представлены в таблице. Всего в органах местного самоуправления, включая обслуживающий персонал, работает сейчас не менее полумиллиона человек. По состоянию на 1 января 2012 г. было 501 900 человек. Не в обиду им, но муниципальные управленцы в видении государственных чиновников представляются недоучками, что не мешает государственной власти нагружать местную власть дополнительными обязательствами. По признанию министра регионального развития РФ Игоря Слюняева, в самом базовом муниципальном законе за десять лет его действия число вопросов местного значения выросло:
- для городских округов — с 27 до 44,
- муниципальных районов — с 20 до 38,
- поселений — с 22 до 39.
Более того, нагружать органы местного самоуправления пытаются другими законами. Не успела «ЭЖ» сообщить о таких поползновениях со стороны промышленного лобби (2013, № 08), как группа федеральных депутатов и сенаторов внесла в Государственную Думу РФ законопроект, устанавливающий персональную ответственность глав муниципалитетов за межнациональные конфликты в муниципальных образованиях. Главам городов, районов и поселений предписывается защищать равенство прав и свобод граждан разных национальностей «во взаимодействии с государственными органами, общественными объединениями и другими организациями в пределах своих полномочий». Но в случае грубых нарушений этих прав и возникновения межнациональных конфликтов глава муниципалитета может быть отправлен в отставку, для чего предлагается наделить муниципальных депутатов еще одним обоснованием для удаления глав местных администраций. Член Европейского клуба экспертов местного самоуправления, профессор РАНХиГС при Президенте РФ Игорь Кокин считает, что у глав муниципалитетов нет рычагов, чтобы регулировать ситуацию. Полиция, даже участковые, им не подвластны. По мнению И. Кокина, возлагать ответственность за конфликты на местных глав можно лишь в случае, если у них будет возможность регулировать межнациональные отношения. К примеру, выдавать квоты на привлечение иностранной рабочей силы, давать льготы отдельным этносам.
Поручения главы государства по обучению муниципальных служащих
Срок |
Ответственный |
Поручение исполнения |
01.04.2013 |
Правительство Российской Федерации |
Подготовить и внести в установленном порядке предложения: по совершенствованию программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы, работников муниципальных учреждений |
01.09.2013 |
Высшие должностные лица (руководители) высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ |
Принять меры: по совершенствованию системы подготовки, переподготовки и повышению квалификации лиц, занимающих муниципальные должности и должности муниципальной службы, работников муниципальных учреждений, обратив особое внимание на формирование кадрового резерва сельских поселений |
Поручение главы государства о проверке соответствия законодательства полномочиям местной власти по закону о местном самоуправлении
Срок |
Ответственный |
Поручение исполнения |
|
01.09.2013 |
Министерство юстиции РФ |
Провести совместно с федеральным научно-исследовательским учреждением «Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ» анализ законодательства Российской Федерации в целях выявления соответствия полномочий органов местного самоуправления, установленных федеральными законами, вопросам местного значения, закрепленным в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» |
|
Источник: Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте РФ по развитию местного самоуправления 31 января 2013 г.