Налоговая служба уже давно предлагает расширить сферу применения обязательного досудебного обжалования решений налоговых органов, распространив его на все решения или действия инспекций. Почему такой порядок выгоден и налоговой, и налогоплательщику, рассказал заместитель руководителя ФНС России Сергей Аракелов.
«ЭЖ»: Какие главные новации несет Концепция по сравнению с имеющимся положением дел?
Сергей Аракелов: Во-первых, на сегодняшний момент уже существует обязательный досудебный порядок обжалования решений налоговых органов о привлечении и об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Мы предлагаем распространить этот порядок на все действия (бездействие) налоговых органов и их должностных лиц. В связи с этим предлагается также ввести и ускоренный порядок рассмотрения жалоб в течение 15 рабочих дней. Это помогло бы оперативно разрешать возникшие конфликты в рамках системы налоговых органов, не доводя дело до суда.
Плюс к этому мы предлагаем увеличить до месяца срок для направления апелляционных жалоб в налоговые органы, чтобы налогоплательщики успели подготовиться к подаче жалобы и выстроить более аргументированную позицию. Напомню, сейчас этот срок составляет всего десять рабочих дней и, очевидно, является недостаточным.
«ЭЖ»: В Концепции сказано, что максимально возможное количество налоговых споров должно разрешаться внутри системы ФНС, а не в судах. Какую цель преследует эта задача?
С.А.: Это выгодно для нас самих, и мы считаем, что с этой задачей справимся. По средним подсчетам, стандартное налоговое дело в арбитражном суде рассматривается пять-семь месяцев. В то время, как мы предлагаем выделить всего 15 дней на то, чтобы восстановить нарушенные права налогоплательщиков.
Мы готовы по результатам рассмотрения жалоб корректировать позицию территориальных налоговых органов. И чтобы эти территориальные налоговые органы в дальнейшем уже не совершали подобных ошибок. Это выгодно для налогоплательщика. Это приведет к улучшению налогового администрирования и в целом к значительному уменьшению налоговых споров, рассматриваемых как в досудебном порядке, так и судами.
«ЭЖ»: Но чтобы ваша концепция реализовалась, в ней должны быть заинтересованы и налогоплательщики, и налоговые органы. Какие меры могут повысить мотивацию обеих сторон? Например, сотрудники ИФНС, проигравшие судебный спор, не претерпевают никаких негативных последствий.
С.А.: Что касается отсутствия наказания налоговых инспекторов, которые совершили ошибки в работе, то это не так. По результатам рассмотрения жалоб принимаются меры для дальнейшего устранения в работе ошибок и нарушений, а виновные должностные лица привлекаются к дисциплинарной ответственности.
«ЭЖ»: То есть те, кто проиграл Пепеляеву три миллиона судебных издержек, были уволены?
С.А.: Наказываются не те, кто проиграл спор, а те, кто допустил нарушения на этапе проведения проверки и рассмотрения жалобы на решение по ее результатам.
Когда мы в рамках досудебного урегулирования спора отменяем решение того или иного налогового органа и видим, что имело место незаконное бездействие сотрудника, такого сотрудника привлекают к дисциплинарной ответственности.
«ЭЖ»: А что будет мотивировать налогоплательщика разрешать спор в УФНС, а не в суде?
С.А.: Прежде всего то, что он потратит меньше денег при обращении в налоговую службу по сравнению с судом. Поскольку при досудебном урегулировании налоговых споров налогоплательщик не уплачивает госпошлину, не несет судебные расходы на адвокатов и консультантов. Плюс в судах достаточно сложная система подачи искового заявления, необходимо соблюдение определенных требований. А мы предлагаем достаточно простой вариант — заявление о несогласии с действиями налоговых органов, такое заявление (жалоба) не формализировано.
Второй фактор — это срок, ведь оперативное разрешение конфликта очень важно. Предлагаемый нами 15-дневный срок действительно очень короткий, и это, наверное, самый короткий срок рассмотрения, существующий в странах ОЭСР.
«ЭЖ»: Налогоплательщики все равно обращаются к консультантам на этапе досудебного урегулирования. Но рассчитывать на возмещение этих издержек не могут…
С.А.: Чтобы налогоплательщик мог не обращаться к консультантам для составления жалобы в вышестоящий налоговый орган, должно быть достаточно просто заявления о несогласии с решением или действием должностных лиц налоговых органов. Мы сами запрашиваем у этих органов все материалы для проверки законности решений и действий и вынесения обоснованного решения по жалобе.
к сведению
В конце февраля состоялось заседание коллегии ФНС России под председательством руководителя службы Михаила Мишустина, которое было посвящено итогам работы за прошлый год и планам на год наступивший. Судя по озвученным данным статистики, картина работы налоговых органов за прошлый год складывается просто блестящая.
В рамках заседания коллегии М. Мишустин отметил, что улучшение качества аналитической работы сотрудников налоговых органов позволило сократить количество выездных налоговых проверок в 2012 г. на 14%, при этом их эффективность возросла на треть. Кроме того, в 2012 г. ФНС России сохранила начавшуюся в 2010 г. тенденцию снижения количества жалоб и судебных споров, улучшились результаты их рассмотрения. На 9% сократилось количество жалоб, поступивших от налогоплательщиков, а за последние четыре года эта цифра сократилась почти на 29%.
Наравне со снижением числа жалоб в 2012 г. почти на 20% снизилось количество рассмотренных судами дел с участием юридических лиц. Доля дел, по которым судебные акты были вынесены в пользу налоговых органов, составила 77%. Сумма требований налогоплательщиков, по которым были вынесены положительные решения, снизилась также на 20%. Удельный вес сумм, присужденных в пользу бюджета, составил 66%. Это самый высокий показатель за последние пять лет.
В то же время статистика ВАС РФ по налоговым спорам за 1-е полугодие 2012 г. несколько расходится с идиллией, представленной ФНС России (данные за 2-е полугодие 2012 г. еще не опубликованы). Так, например, количество дел, связанных с применением налогового законодательства, по данным ВАС РФ, в 2012 г. увеличилось на 12,4 %. А в делах об оспаривании ненормативных актов налоговых органов налогоплательщики добились положительного для себя результата в 62,2% споров (данные с сайта www.arbitr.ru).