За последнее время нагрузка на промышленные компании существенно выросла, считают участники конференции «Налоговая система России», которая прошла в рамках Недели российского бизнеса — 2013. Мнение предпринимателей практически не учитывается при решении самых важных вопросов реформирования налоговой системы — определении ставок налогов, страховых тарифов и цен госмонополий.
Объем и результаты инвестиционных проектов, реализованных компаниями, сегодня практически не учитываются при принятии решений об увеличении фискальной нагрузки, отмечали выступающие на конференции, организованной Российским союзом промышленников и предпринимателей. Независимо от того, сколько средств предприятие вложило в модернизацию рабочих мест, оно все равно с 1 января этого года платит дополнительные деньги в Пенсионный фонд за «досрочников». Неважно, насколько современные и безопасные технологии применяются на производстве, компании все равно придется платить обязательную страховку как за опасный объект.
«Органы власти сохраняют за собой право сменить позицию в любой момент. Наиболее законопослушные предприятия, быстро выполняющие их новые требования, нередко оказываются в худшем положении, поскольку после смены подходов расходы не компенсируются», — подчеркивается в резолюции конференции.
Бизнесу обещали стабильность нагрузки, а фактически она растет. Предпринимателям дали налоговые льготы, но значительная их часть невостребована из-за сложностей администрирования и доказательства права на использование.
Оценка регулирующего воздействия позволяет «отбить» часть избыточных ограничений, которые хотят ввести органы власти, но далеко не всегда. Если речь идет о ставках налогов, страховых тарифах или ценах естественных монополий, мнение промышленников не учитывается, а ОРВ не проводится. Все проекты нормативных правовых актов должны подпадать под оценку регулирующего воздействия, если они касаются предпринимателей. Растет неформальная нагрузка на компании в регионах. На руководителей субъектов Федерации вешают все больший объем расходов без изменения принципов бюджетной системы. В результате эти расходы прямо или косвенно перекладываются на компании. То, что предполагалось финансировать за счет бюджета, теперь в добровольно-принудительном порядке предлагают финансировать региональным компаниям.
Необходимо децентрализовать налоговую систему, уверены участники конференции. В противном случае сохранится ситуация, когда структура налоговой системы недостаточно стимулирует региональные власти к проведению активной политики по улучшению предпринимательского климата.