Российский рынок услуг в сфере туризма и путешествий в текущем году продолжит активный рост. Предпосылки положительной динамики — рост платежеспособности населения и последовательное развитие туристской инфраструктуры, рост уровня проникновения дистанционных банковских услуг, Интернета и интернет-сервисов в стране.
Как сообщила международная консалтинговая компания J`son & Partners Consulting, объем российского рынка туризма и сервисов для путешественников поступательно увеличивается на протяжении всего последнего десятилетия. В 2012 г. по сравнению с 2011 г. он стал больше на 14% (или на 149 млрд руб.), превысив 1 трлн рублей (около 1,7% ВВП РФ). Более половины объема рынка формируют пассажирские авиаперевозки, четверть приходится на средства размещения (гостиницы, дома отдыха и т.п.), около 13% — на пассажирские перевозки железнодорожным транспортом.
Авиарынок растет за счет международных рейсов
За прошлый год пассажирооборот на воздушном транспорте в России увеличился более чем на 17% и достиг 195,78 млн пассажиро-километров. Это существенно выше среднемировых показателей, которые, по данным Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА), увеличились на 5,3%. Рост пассажирских авиаперевозок обусловлен, прежде всего, позитивной динамикой на международных направлениях. В первом полугодии 2012 г. количество выездов российских граждан за рубеж с целью туризма возросло (по сравнению с аналогичным периодом 2011 г.) более чем на 6,6%, а по результатам года объем международных перевозок вырос на 24%. Динамика в секторе внутренних перевозок была значительно более скромной, этот сегмент по результатам года продемонстрировал рост около 7%.
«Несмотря на впечатляющую динамику, авиакомпании, работающие на российском рынке, сталкиваются в своей работе с существенными проблемами. Основными вызовами для авиационного рынка являются отрицательная рентабельность внутренних перевозок (порядка 6—7%), рост стоимости авиакеросина и аэропортового обслуживания, дефицит летных кадров», — говорится в материалах J’son & Partners Consulting. Эксперты обратили внимание, что в России пустует ниша бюджетных перевозок, хотя за пределами страны данное направление развивается опережающими темпами. По мнению аналитиков, экономичные перевозки могут стать одним из основных драйверов дальнейшего роста рынка.
Это подтверждается интересом к российским лоукост-перевозкам, которые проявляют зарубежные авиакомпании, специализирующиеся в этой области. В частности, 18 марта в России начала работать британская бюджетная авиакомпания EasyJet, выигравшая в прошлом году тендер на право начать пассажирские перевозки между Лондоном и Москвой на рейсах, освободившихся после ликвидации британской авиакомпании BMI. Рейсы будут выполняться из лондонского аэропорта «Гэтвик» в московский аэропорт «Домодедово» с 18 марта один раз в день, а с 15 апреля их частота возрастет до двух ежедневно. Стартовая цена билета — 2300 руб. в одну сторону. Вместе с тем весной вторая по объему бизнеса в Европе бюджетная авиакомпания планирует начать выполнять рейсы из Манчестера в Москву четыре раза в неделю, став первым регулярным перевозчиком на этом маршруте.
Напомним, что в 2011 г., когда из-за финансовых проблем прекратили свою работу российские лоукостеры SkyExpress и «Авианова», эксперты и участники рынка говорили, что дешевые авиаперелеты в России невозможны из-за масштабов страны и монополизма на рынке гражданской авиации. Однако в октябре прошлого года правительственная комиссия по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства поручила Минтрансу, Минэкономразвития, ФАС и ФСТ предложить модель стимулирования конкуренции на рынке авиаперевозок, создав условия для развития низкозатратных перевозок, в том числе за счет привлечения иностранных авиакомпаний.
Продажа электронных билетов на поезда выросла вдвое.
Пассажирооборот на железных дорогах вырос не столь значительно, как в сегменте авиации. За 2012 г. рынок пассажирских перевозок в дальнем следовании, включающем внутригосударственное и международное сообщение, вырос на 1,5%, достигнув значения 300 млрд пассажиро-километров против 296 млрд пассажиро-километров в 2011 г. По данным J’son & Partners Consulting, объем рынка в денежном выражении превысил 160 млрд руб.
Основной тенденцией на рынке железнодорожных пассажирских перевозок дальнего следования является существенное увеличение доли продаж электронных билетов с 7% в 2011 г. до 15% в 2012 г. Всего пассажиры в 2012 г. купили 17 млн электронных билетов на поезда дальнего следования.
Международные гостиничные сети покоряют Россию
Что касается рынка коллективных средств размещения, в 2012 г. его объем составил 279 млрд руб. По сравнению с 2011 г. рынок вырос на 14,21% (данные Росстата). Основная доля выручки (более 70%) пришлась на гостиницы, 30% пришлось на доходы санаторно-курортных организаций. Внушительные темпы роста также были обусловлены стремительным увеличением выручки предприятий гостиничного бизнеса. Это связано, во-первых, с вводом в эксплуатацию новых гостиниц, в том числе входящих в такие сети, как Carlson Rezidor Hotel Group, InterContinental Hotel Group, Marriott International Inc., и, соответственно, ростом номерного фонда. Только в 2012 г. в России было введено в эксплуатацию семь таких гостиниц.
Последний отчет исследовательской компании КМПГ «Международные отельные операторы в России» показывает, что количество комнат в международных брендовых отелях в России к 2018 г. вырастет с 21 900 до 47 500. В планах отельеров еще 27 объектов размещения международных брендов.
Вторая причина — увеличение средней стоимости номера. Аналитики констатировали, что, несмотря на постоянное увеличение количества номеров, величина загрузки российских гостиниц уже более десяти лет остается неизменной — около 70%. При этом средняя стоимость номера и доход на номер практически непрерывно растут.
И, наконец, рост прибыльности гостиничного бизнеса обусловлен усилиями со стороны государства по стимулированию спроса и предложения в рамках ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации». В 2013 г., по прогнозам J’son & Partners Consulting, положительная динамика сектора сохранится и его объем увеличится еще на 17%, до 326 млрд руб.
В целом, согласно оценке компании J’son & Partners Consulting, в 2013 г. российский рынок туристских услуг достигнет 1,35 трлн руб. По мнению аналитиков, предпосылками положительной динамики рынка являются рост платежеспособности населения и последовательное развитие туристской инфраструктуры. Кроме того, позитивное влияние на развитие рынка оказывает рост уровня проникновения дистанционных банковских услуг, Интернета и интернет-сервисов в нашей стране. Рост доли туристских услуг, оформляемых в Интернете, — наиболее заметный тренд на российском рынке в 2012 г. Российские любители путешествий все чаще оформляют туристические услуги самостоятельно в Интернете как с помощью стационарных компьютеров, так и с помощью мобильных устройств.
к сведению
Почти 500 туроператоров исключены из госреестра
495 компаний исключены из единого федерального реестра туроператоров за непредоставление сведений о продлении финансового обеспечения туроператорской деятельности на новый срок. Об этом сообщила на заседании экспертного совета по туризму Федеральной антимонопольной службы начальник правового управления Ростуризма Изо Арахамия.
«Дело в том, что 31 мая для многих компаний истекает ежегодный срок заключения страховых договоров, а документы об этом они должны представлять за три месяца. По нашей практике, большинство компаний потом восстановится в реестре, но теперь для этого, помимо заключения договора со страховщиком, придется вступать в объединение „Турпомощь“ и платить взнос в компенсационный фонд», — рассказала представитель туристического ведомства.
Напомним, что 1 ноября 2012 г. вступили в силу отдельные положения закона о турдеятельности, регулирующие вопросы создания и функционирования «Турпомощи». До 3 мая 2013 г. в объединение должны войти все российские туроператоры по выездному туризму. Ежегодный взнос в компенсационный фонд составляет для всех туроператоров 0,1% от оборота, но не менее 100 000 руб.
Сегодня в реестре состоит 1987 компаний по выездному туризму. Вступили в «Турпомощь» и заплатили взносы 470 компаний. 296 компаний отказались вступать в объединение.
Интерес иностранных туристов к России падает
Россия потеряла четыре позиции, оказавшись на 63 строке списка самых привлекательных для туризма стран по версии Всемирного экономического форума. Лидерами рейтинга туризма и путешествий, составляемом каждые два года, стали Швейцария, Германия и Австрия.
На четвертом месте в рейтинге оказалась Испания, а замкнула пятерку лидеров Великобритания. В десятке также США, Франция. Канада, Швеция и Сингапур.
Что касается России, то главными положительными факторами составители рейтинга назвали богатую природу и культуру, а к минусам отнесли низкое качество инфраструктуры и недостаточную доступность туристических объектов. Вместе с тем иностранных туристов волнует вопрос безопасности. Не радует потенциальных гостей государства и статистика смертельных случаев, вызванных дорожно-транспортными происшествиями.
По данным Ростуризма, въездной поток в РФ составил в 2012 г. более 28 млн международных прибытий, что на 13% больше, чем годом раньше. При этом с туристскими целями приезжали 2,5 млн человек, что на 10% больше, чем годом раньше.
Лидируют по общему въезду Украина, Казахстан, Узбекистан, то есть страны СНГ. Лидеры по туристическим прибытиям — Германия, Китай, США. «Китай — особая тема. В прошлом году турпоток из Китая вырос на 46% благодаря проведению Года российского туризма в Китае», — пояснил глава Ростуризма Александр Радьков.