Неожиданную лепту в пользу разработки Концепции развития местного самоуправления в современной России внес заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов. На налоговой конференции в рамках традиционной Недели российского бизнеса, ежегодно проводимой РСПП, чиновник сообщил, что повсеместное взимание местного налога на недвижимость физических лиц начнется в 2018 г.
По словам высокопоставленного финансового функционера, вводимый с 1 января 2014 г. вместо двух действующих (земельного налога и налога на имущество физических лиц) единый налог начнут вводить лишь «продвинутые» территории. Остальным муниципалитетам отпускается еще четыре года на адаптацию к нововведению.
Принимать Концепцию надо
Вначале новый местный налог планировалось ввести в этом финансовом году. Потом срок отодвинули до 2014 г.
Сообщение о новом переносе срока удивило экспертов муниципального управления. Это показал экспресс-опрос, проведенный «ЭЖ» сразу после выступления господина Шаталова на конференции «Налоговая система России: перспективы для российского бизнеса».
Если под «продвинутыми» считать финансово более или менее благополучные муниципалитеты, то они, естественно, способны самостоятельно провести необходимую подготовку, говорят аналитики. А у бедных муниципалитетов, главным источником финансовых поступлений в бюджеты которых являются межбюджетные трансферты из федерального и региональных бюджетов, нет денег на:
- межевание земельных участков в населенных пунктах;
- формирование кадастровых карт;
- оценку рыночной стоимости недвижимости физических лиц.
Цена-то вопроса — 111,5 млрд руб., собранных в 2011 г. земельного налога (107,1 млрд руб.) и налога на имущество (4,4 млрд руб.). Эта сумма, по расчетам Минфина и ФНС, может вырасти в шесть раз после установления кадастровой цены земельных участков и недвижимости исходя из складывающейся в регионе их рыночной стоимости. И, конечно, при стопроцентном сборе налога с физлиц.
Тем временем удельный вес реально взимаемого земельного налога уменьшился за год с 12,7 до 12,2%, налога на имущество — с 1,7 до 0,5%. И эта еле сочащаяся струя собственных доходов местных бюджетов стараниями главного финансового ведомства страны может вовсе иссякнуть. Да и от других налогов местной власти перепадает не так много.
Значит, нужна все-таки Концепция развития местного самоуправления в РФ. Чтобы хоть чуть-чуть ослабить зависимость российских земель от денежных господачек. Чтобы местная власть имела возможность поощрять и поддерживать инициативу активного гражданского сообщества, в том числе предпринимательскую, в каждом муниципальном образовании, независимо от величины территории и численности населения.
Нужна Концепция для всех
Мысль о возможности принятия дорожной муниципальной карты витает под давлением доводов реальной практики не первый год. К примеру, в сентябре 2012 г. об этом говорилось на Всероссийской научно-общественной конференции «Российская государственность: исторические традиции и вызовы XXI века» в Великом Новгороде. Нужен генеральный документ, в равной степени обязательный для исполнения и местным самоуправлением, и государственной властью. Так, консультант комитета по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям администрации Ленинградской области, кандидат философских наук Сергей Баранец, говоря о возможности обновления Концепции административной реформы, отметил, что следует управленческие механизмы сделать более прозрачными для общественного контроля. По его словам, «предпочтение устойчивых форм обустройства политических порядков возбудило естественное стремление власти к унификации и исчерпывающему контролю над муниципальным слоем социальной реальности».
Более категоричен другой член Европейского клуба экспертов местного самоуправления Ильдар Фасеев. Он считает, что действующая модель местного самоуправления не соответствует в полной мере конструкции, заложенной в Конституции РФ. Эксперт насчитал не менее 20 несоответствий действующего законодательства с тем, что Основным законом страны закреплено за местным самоуправлением. Например, ст. 132 Конституции определяет, что органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют охрану общественного порядка. Это положение не выполняется 20 лет!
При этом реальная модель отличается в худшую сторону и от возникшей модели, поскольку практика муниципального управления строится на неформальных отношениях, которые все больше ставят местное самоуправление в зависимость от «вертикали власти».
«ЭЖ» продолжит знакомить читателей с экспертными заключениями, а сегодня по просьбе читателей, откликнувшихся на призыв редакции принять участие в разработке Концепции местного самоуправления, публикуем Перечень поручений главы государства без тех пунктов, которые мы опубликовали в № 09. Наши прагматичные подписчики попросили сделать это, чтобы их предложения не совпали с тем, что делается властью.
Перечень поручений главы государства по итогам заседания Совета при Президенте РФ по развитию местного самоуправления 31 января 2013 г.
Срок исполнения |
Ответственный исполнитель |
Поручение |
|
| |||
01.09.2013 |
Правительство Российской Федерации |
Разработать совместно с Генеральной прокуратурой РФ и внести в Государственную Думу ФС РФ проекты федеральных законов, обеспечить принятие иных нормативных правовых актов, направленных на повышение эффективности государственного контроля (надзора) за деятельностью органов местного самоуправления, на упорядочение правового регулирования отношений, связанных с его осуществлением, имея в виду:
|
|
01.09.2013 |
Министерство юстиции РФ |
Подготовить совместно с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ и внести в установленном порядке предложения по совершенствованию работы, связанной с ведением федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов, регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов РФ в целях своевременного размещения актуальной информации; провести совместно с федеральным научно-исследовательским учреждением «Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации» анализ законодательства РФ в целях выявления соответствия полномочий органов местного самоуправления, установленных федеральными законами, вопросам местного значения, закрепленным в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» |
|
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
01.09.2013 |
Руководители федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих в пределах своих полномочий функции государственного контроля (надзора) |
Обеспечить размещение на постоянной основе на официальных сайтах в Интернете систематизированной информации о направленных органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления предписаний, а также о проверках их деятельности; обеспечить оказание на регулярной основе консультативной, методической и информационной помощи органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления в целях улучшения качества издаваемых ими правовых актов |
|
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
01.09.2013 |
Генеральная прокуратура РФ |
Провести анализ проблем, возникающих при осуществлении прокурорского надзора в отношении органов местного самоуправления, по результатам которого принять меры, направленные на исключение избыточного надзора за деятельностью этих органов и применения чрезмерных штрафных санкций к должностным лицам местного самоуправления |
|
| |||
|
Источник: Администрация Президента РФ