Власти хотят ужесточить правила торговли продовольственными товарами в России. Правительство подготовило ряд изменений, направленных на установление дополнительных ограничений для хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере торговли продовольственными товарами.
Правительство РФ внесло на рассмотрение в Госдуму законопроект, призванный установить дополнительные ограничения для крупных торговых сетей, продающих продовольственные товары. В основном предложенные изменения касаются Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон о торговле).
Разработчики законопроекта намерены установить запрет на расширение площади торговых сетей, за исключением тех, доля которых не превышает 35% объема всех проданных за год продовольственных товаров в границах одного субъекта. С целью получения сведений о фактических площадях торговых объектов правительство предлагает обязать торговые сети предоставлять соответствующие сведения в торговый реестр.
Законопроектом также планируется уточнить круг лиц, на которых распространяются требования и запреты Закона о торговле. Теперь помимо субъектов, осуществляющих розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети, и субъектов, осуществляющих поставки таких товаров ретейлерам, под действие закона могут попасть и производители продовольственных товаров.
Авторы законопроекта предлагают расширить и терминологическую базу Закона о торговле, введя в него понятие «ярмарки», которого сейчас в законодательстве нет.
В статье 9 действующего Закона о торговле установлен небольшой перечень недопустимых условий, включаемых в договоры поставки продовольственных товаров. В результате, по мнению правительства, торговые сети имеют власть над поставщиками и навязывают им заведомо невыгодные условия договоров. Соответственно предлагается дополнить этот перечень, запретив включение дополнительного вознаграждения в цену договора, оказания дополнительных услуг поставщиком на основе дополнительного договора оказания услуг. Кроме того, поставщики будут законно освобождены от оплаты хозяйствующим торговым сетям права поставок продовольственных товаров в функционирующие или открываемые торговые объекты и права изменения ассортимента продовольственных товаров.
Часть 1 ст. 14 Закона о торговле уже содержит ограничения на расширение торговой площади, однако планируется дополнить и уточнить эту статью. Основным мотивом служит невозможность преобладания по площади крупной торговой сети над более мелкими. И торговым сетям, осуществляющим торговлю продовольственными товарами, доля которых в объеме всех реализованных товаров в границах Москвы, Санкт-Петербурга, муниципального района, городского округа не превышает 35%, предполагается предоставить право на увеличение торговых площадей при определенных условиях.
Законопроектом вносятся изменения также в Кодекс об административных правонарушениях РФ. Статью 14.40 планируется расширить, добавив в нее составы правонарушений за препятствие доступу на товарный рынок и выходу из него хозяйствующим субъектам, за нарушение порядка ценообразования, за заключение договоров комиссии, поручения, агентского договора или смешанного договора, содержащего условия одного или нескольких предыдущих договоров, а также за исполнения условий указанных договоров между торговой сетью и поставщиком.
Исходя из того, что осуществление торговой деятельности торговыми сетями с использованием таких договоров может привести к нераспространению на отношения по поставке требований о сроках оплаты, установленных п. 7 ст. 9 Закона о торговле, в КоАП планируется ввести ответственность за заключение и за исполнение таких договоров. Таким образом, срок давности за правонарушение в сфере торговли будет течь с момента его выявления антимонопольным органом, а не с момента заключения подобных договоров, как сейчас.