Уровень жизни россиян растет. Такой вывод сделали эксперты НАФИ, проанализировав данные о росте количества пользователей банковскими услугами, но такой подход вызывает сомнения.
Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ) опубликовало социологическое исследование об изменении благосостояния российских граждан за 2005—2013 гг.
В отчете по итогам опроса делаются следующие выводы:
- материальное благосостояние россиян стабильно улучшается;
- доля малообеспеченных сокращается, растет количество представителей среднего и «предсреднего» класса (к которому можно отнести уже половину россиян).
Специалисты НАФИ в сносках указывают на то, что в ответах имеет место субъективная самооценка россиянами своего материального положения. Это дает основания предположить, что улучшилась именно самооценка граждан, а не само благосостояние. Примечательно, что к «предсреднему» классу отнесена категория респондентов, ответивших, что «денег хватает на продукты и на одежду, но покупка вещей длительного пользования (телевизора, холодильника и т.п.) затруднительна». Таких россиян, согласно опросу, сегодня 55% против 33% в 2005 г.
Удивление вызывает такой посыл НАФИ: «Стабильный рост количества пользователей банковскими услугами в нашей стране также говорит о постепенном улучшении материального благосостояния россиян. Напомним, что в 2008 г. только каждый второй россиянин пользовался услугами банков (52%), в 2011 г. таких было 74%, а в 2013 г. — уже 77%».
Далее агентство дает ссылку на свой февральский «Рейтинг востребованности банковских услуг». Но там отмечается как раз снижение доли пользователей денежными переводами и срочными депозитами. Объясняется это «сезонным фактором» для депозитов и активным развитием на рынке небанковских провайдеров платежных услуг.
Тогда какие инструменты финансового рынка лидируют среди прочих? Приводим «лидеров» финансовой розницы (см. таблицу).
Высокий уровень потребления населением именно этих банковских услуг свидетельствует исключительно о качественном развитии банковской розницы, но ни о чем больше.
Например, увеличение доли владельцев пластиковых карт для получения зарплаты, пенсии, стипендии и т.п., оформленных работодателем, всего лишь говорит о том, что зарплату российские бюджетники, равно как и некоторые российские пенсионеры, теперь получают на свои карточки. Именно они как раз бывают еще и очень недовольны тем, что не могут одномоментно получить в терминале наличные из-за того, что банкомат не выдает банкноты номиналом менее 500 руб. Для них это большая сумма.
Дело в том, что в провинциях (да и в столице) можно найти такие примеры, когда, скажем, медсестра получает меньше 7000 руб. в месяц. Но и для более высокооплачиваемых граждан платежи за услуги ЖКХ часто составляют треть от средней зарплаты, а то и выше. Появились терминалы для оплаты коммунальных услуг, многие пользуются для этого Интернетом, все это хорошо, но никак не свидетельствует о росте уровня жизни.
Патриархальный вклад «до востребования» (как правило, Сбербанка России) имеют сегодня все (или почти все) получатели разного рода социальных пособий — не самая, кстати, богатая категория населения. «Средний класс» давно и прочно «привязал» текущий счет к своей расчетной банковской карте.
А вот большая доля получателей потребительского кредита (ставки по которому самые высокие в отрасли) как раз свидетельствует о том, что «покупка вещей длительного пользования (телевизора, холодильника и т.п.) для значительной доли россиян крайне затруднительна». Для них кредитная кабала — это последняя возможность купить тот же телевизор и узнать, наконец, из выпуска правительственных новостей, как высоко поднялся их уровень жизни.
Распределения ответов на вопрос «Скажите, пожалуйста, какими из перечисленных банковских услуг вы лично пользуетесь в настоящее время или пользовались в течение последних шести месяцев?», % от респондентов
|
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
Пластиковая карта для получения зарплаты, пенсии, стипендии и т.п., оформленная работодателем |
39 |
44 |
42 |
Регулярные платежи (оплата ЖКХ, телефона, штрафов и др.) |
38 |
42 |
39 |
Потребительский кредит (за исключением кредитной карты) — это либо кредит наличными деньгами в отделении банка, либо кредит на покупку товара, полученный в магазине |
21 |
19 |
22 |
Текущий счет, вклад «до востребования» |
11 |
15 |
13 |
Источник: НАФИ