Новый административный регламент, утвержденный приказом Минтруда РФ от 30.10.2012 № 354н1, конкретизирует процедуру проверки соблюдения норм трудового права компаниями, индивидуальными предпринимателями и гражданами, выступающими в роли работодателей. Цель данного документа — предотвратить возможные нарушения прав и законных интересов работодателей при проведении государственными инспекциями по труду плановых и внеплановых проверок.
Регламент, утвержденный приказом от 30.10.2012 № 354н (далее — Регламент), революционно новых правил не вводит. Однако в нем пошагово и даже в виде блок-схем изложена процедура проведения плановых и внеплановых проверок, которые проводят Роструд и его территориальные органы — государственные инспекции труда в субъектах РФ.
Работодатели теперь могут ориентироваться на данный Регламент и в случае его несоблюдения обжаловать решения, действия (бездействие) трудинспекторов в административном или судебном порядке. Регламент вступает в законную силу через десять дней после его официального опубликования.
Законодательной основой для Регламента стал Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон № 294-ФЗ). Ранее порядок проведения подобных проверок определялся приказом Роструда от 03.06.2009 № 127 «О мерах по реализации положений Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ <…>». Однако он довольно быстро был отменен приказом Роструда от 07.09.2010 № 250. В итоге на сегодняшний день действует лишь приказ Роструда от 28.10.2010 № 455, утвердивший методические рекомендации по планированию проверок соблюдения трудового законодательства.
План проверок на следующий год публикуют до декабря
В Регламенте определены основания для назначения и проведения плановых и внеплановых проверок. План проведения проверок на очередной год утверждается руководителем Роструда и в срок до 1 декабря публикуется на сайтах территориальных органов Роструда (п. 40 Регламента).
Компания или предприниматель могут попасть в план проверок соблюдения трудового законодательства на очередной год, если с момента регистрации, начала фактического осуществления деятельности или окончания проведения предшествующей проверки прошло три года (п. 35 Регламента). Этот перечень оснований является исчерпывающим. Таким образом, Роструд зафиксировал в Регламенте трехгодичный цикл осуществления надзорных мероприятий.
Однако общие основания назначения внеплановой проверки отличаются. К ним относятся истечение срока исполнения уже выданного работодателю и неисполненного им предписания территориального органа Роструда об устранении выявленных им нарушений трудового законодательства, а также обращения и заявления в Роструд или его органы, включая запросы работников о проведении проверки соблюдения требований охраны труда на его рабочем месте (ст. 219 ТК РФ).
Основанием для проведения как плановой, так и внеплановой проверки конкретного работодателя является распоряжение руководителя территориального органа Роструда, принятое по форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 141.
Срок проверки можно продлить, если она плановая и выездная
Проверки обоих типов могут проходить в документарной или выездной форме, по месту нахождения проверяющего органа или проверяемого субъекта соответственно. Максимальный срок проведения для проверок обоих типов одинаковый — 20 рабочих дней. Продление срока внеплановых, а также плановых документарных проверок не допускается, а вот для плановых выездных продление допустимо. Оно возможно не более чем на 20 рабочих дней на основании распоряжения руководителя гострудинспекции, доведенного до сведения проверяемого субъекта не позднее, чем за три рабочих дня до окончания проверки.
Регламентом установлены специальные сроки проведения проверок в отношении отдельных категорий лиц. Например, для компаний, осуществляющих деятельность через филиальную сеть, срок проведения проверок каждого филиала исчисляется отдельно. А для субъектов малого предпринимательства общий срок проверки в год не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов — для микропредприятия. Продление срока проверки в отношении таких субъектов ограничено 15 часами.
Обжаловать решение по итогам проверки можно в суд или Роструд
Регламент устанавливает права и обязанности должностных лиц Роструда при осуществлении надзора, перечень которых идентичен установленному в ст. 357 ТК РФ, а также в Законе № 294-ФЗ. В частности, данные лица обязаны:
- соблюдать сроки проведения проверки;
- предупреждать проверяемого о проведении плановой проверки не менее чем за три рабочих дня до ее начала, а о внеплановой — за 24 часа (за исключением случая, когда проверка проводится в связи с обращением или заявлением о нарушении работодателем норм трудового права, нарушении прав работника — в этих случаях работодателя о начале проверки не извещают);
- непосредственно перед проведением проверки предъявлять распоряжение о проверке и служебное удостоверение;
- не препятствовать руководителю или полномочному представителю работодателя присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения;
- учитывать при определении мер ответственности тяжесть нарушения и его потенциальную опасность;
- не допускать необоснованного ограничения прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, знакомить их руководителей с результатами проверки и пр.
Основания обжалования результатов проверки, предусмотренные в Регламенте, фактически повторяют положения ст. 20 Закона № 294-ФЗ. Результаты проверки будут недействительны в случае наличия грубых нарушений, например при отсутствии распоряжения руководителя территориального органа Роструда. Работодатель имеет право на обжалование действий (бездействия) проверяющих, а также решений, принятых по результатам проверки в судебном или административном порядке. Срок рассмотрения жалобы — 30 рабочих дней, и данный срок может быть продлен еще максимум на 30 рабочих дней. Досудебное обжалование не исключает обращения работодателей в суд на общих основаниях.
1 Приказ Минтруда РФ от 30.10.2012 № 354н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права», зарегистрирован Минюстом России 06.03.2013 № 27533. На момент подписания номера в печать документ официально не опубликован.