Трудовой кодекс обязывает работодателей, который не могут обеспечить своим работникам безопасный труд, тем или иным образом компенсировать риски, связанные с вредными и опасными производствами. И независимо от того, как работодатель назовет такие компенсационные выплаты, они облагаются страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование. Об этом Президиум ВАС РФ напомнил в постановлении от 04.12.2012 № 10151/12.
На предприятии (ООО) был подписан коллективный договор, который содержал условие о компенсации морального вреда работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Соглашениями к этому договору были определены размеры и сроки выплаты компенсаций. В базу для начисления взносов на обязательное пенсионное страхование эти выплаты общество не включило, поскольку сочло, что компенсация морального вреда не может быть квалифицирована как оплата труда или иная выплата, начисляемая по трудовому договору.
В ходе проверки территориальное управление ПФР расценило такие действия страхователя как неправомерные и доначислило страховые взносы и пени с упомянутых выплат, а также оштрафовало общество. ООО успешно оспорило решение УПФР в арбитражном суде. Фонд обжаловал это решение, но не нашел поддержки в апелляционной и кассационной инстанциях (см. например, постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2012 и ФАС Поволжского округа от 10.04.2012 по делу № А65-18892/2011).
Позиция компании
Подпункт «а» п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее — Закон № 212-ФЗ) предусматривает, что не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством компенсационных выплат, связанных с возмещением вреда, причиненного увечьем или повреждением здоровья.
В силу ст. 21 ТК РФ работник имеет право на возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда. Статьей 237 ТК РФ установлена обязанность работодателя компенсировать работнику моральный вред, причиненный неправомерными действиями или бездействием, в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
Суды трех инстанций исходили из того, что спорные выплаты не могут быть квалифицированы как оплата труда, а представляют собой компенсацию морального вреда. По мнению судей, моральный вред причиняется работникам самим фактом привлечения к работе с вредными условиями труда, как носящими неустранимый характер при современном техническом уровне производства и организации труда, так и обусловленными непринятием работодателем достаточных мер к максимальному исключению вредного воздействия на работников.
Позиция ФСС России
Проверяющие следовали иной логике. При подписании трудового договора работники общества дали согласие трудиться в условиях, отклоненных от нормальных. Понуждение к труду в данной ситуации отсутствует, работодатель не совершает в отношении работников неправомерных действий или бездействий. Компенсация морального вреда выплачивалась всем без исключения работникам в отсутствие фактов причинения вреда, в отсутствие вины работодателя и потерпевших, которым нанесен вред.
Из буквального толкования ст. 237 ТК РФ следует, что по соглашению сторон может быть определен только размер компенсации морального вреда, но не основания его возникновения. ООО не представило документов, подтверждающих конкретные факты причинения вреда жизни, здоровью работников, которым была выплачена компенсация морального вреда. Поэтому нельзя квалифицировать отношения по выплате спорных сумм в качестве возмещения морального ущерба за причиненный вред.
Позиция ВАС РФ
К сожалению, Президиум ВАС РФ признал позицию ФСС России правомерной. Общество в ходе проверки не представило доказательств возникновения условий для наступления его материальной ответственности как работодателя, то есть совершения им каких-либо противоправных действий.
В соответствии со ст. 146 и 147 ТК РФ невозможность обеспечить работников безопасными условиями труда компенсируется надбавками и компенсациями. Работа во вредных условиях — основание для выплаты соответствующих компенсаций в порядке ст. 146 и 147 ТК РФ. Эти выплаты — составная часть зарплаты и должны учитываться при определении базы для начисления страховых взносов. В нарушение названного принципа общество выплачивало компенсацию морального вреда за работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Поскольку материалами дела не подтверждены факты повреждения здоровья неправомерными действиями/бездействием работодателя, компенсация морального вреда, по сути, является компенсационной выплатой в денежной форме за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.
Согласно положениям ст. 147 ТК РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками (окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда. Наряду с повышенной оплатой труда в силу положения, предусмотренного абз. 13 ст. 219 ТК РФ, работник, занятый на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, имеет право на компенсации, установленные коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором.
Аналогии с ЕСН нет
Такая квалификация и дифференциация «вредных» выплат были положены в основу правовой позиции по вопросу обложения названных выплат ЕСН (постановление Президиума ВАС РФ от 24.07.2007 № 4419/07). Следовательно, и в данном случае спорные выплаты, по мнению Президиума ВАС РФ, подлежат квалификации как компенсации, установленные коллективным договором согласно требованиям ст. 219 ТК РФ.
Согласно подп. «и» п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ выплаты в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда (за исключением компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов) относятся к числу выплат, облагаемых страховыми взносами.
Таким образом, в отличие от действовавшего ранее абз. 9 подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ, исключавшего компенсационные выплаты, связанные с выполнением трудовых обязанностей, из налоговой базы по ЕСН, подп. «и» п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ признает спорные выплаты объектом обложения страховыми взносами.