Россия — страна с самым большим числом пользователей Интернета в Европе, причем их львиная доля (85%) делала покупки во Всемирной сети, показывает специальное исследование компании PricewaterhouseCoopers. К 2020 г. рынок российской электронной коммерции станет четвертым в мире по объему продаж.
Для больших городов электронная торговля является более актуальной, чем для регионов, но эти различия зачастую преувеличены. В целом по России основными причинами покупок в Интернете являются низкие цены, возможность сравнения цен и удобство. Вместе с тем существуют значительные различия в поведении и побудительных факторах, которыми руководствуются покупатели в Москве и в других городах страны. Они связаны с относительной зрелостью московских покупателей и различиями в рыночных условиях. Покупателей в столице больше заботят скорость доставки, удобство и низкие цены. В небольших же городах России покупатели в первую очередь ценят доступность товара и проявляют больше терпения в ожидании его доставки. Тут ассортимент интернет-магазина отличается в лучшую сторону от возможностей обычного магазина.
Более 40% респондентов сообщили, что они увеличили число покупок через Интернет по сравнению с предыдущим годом. Однако практически все опрошенные совершали онлайн-покупки, пользуясь интернет-ресурсами тех ретейлеров, у которых есть обычные магазины. Тот факт, что они еще делают покупки в обычных магазинах, объясняется тем, что здесь они могут увидеть товар и подержать его в руках, а также получить его немедленно.
К 2020 г. Россия станет четвертым по величине рынком электронной торговли в мире, считают эксперты PwC. Быстрыми темпами у нас происходит и распространение Интернета. Сочетание этих факторов означает, что мы имеем огромный потенциал в области электронной коммерции.
Для ускорения роста этого рынка необходимо устранить некоторые существующие препятствия, связанные с вопросами платежей, укрепления доверия и безопасности. Кроме того, дополнительным конкурентным преимуществом станет предоставление более качественных и дешевых услуг доставки, осуществляемой в более короткие сроки.
Интернет-ретейлеры, работающие только во Всемирной сети (например, Ozon и Amazon), будут активно использовать эти подходы, чтобы увеличить свою долю рынка.
Традиционные ретейлеры чувствуют давление этих тенденций, но все равно будут иметь дополнительное преимущество — возможность продавать товары через обычные магазины, которые останутся востребованными в России. Они также будут иметь возможность использовать существующую логистическую сеть.