Не важно название документа, важно его исполнение

| статьи | печать

Встраивание местного самоуправления в сис­тему исполнительной государственной власти продолжается вопреки конституционным положениям об устройстве власти в России.

Такой результат муниципальной реформы, начатой за год до разрушения СССР, побудил экспертное сообщество взяться за написание Концепции развития местного самоуправления.

В конце марта на собрании Европейского клуба экспертов самоуправления сформирована рабочая группа по подготовке документа. Читатели «ЭЖ» свое видение подлинного народовлас­тия в муниципальных образованиях могут теперь посылать не только в редакцию еженедельника, но и прямо в клуб по контактным адресам на порталах: www.ost-euro.ru и http://emsu.ru/eeclub/. Президент Европейского клуба экспертов местного самоуправления доктор экономических наук Эмиль Маркварт сказал корреспонденту «ЭЖ», что процесс разработки докумен­та будет максимально открытым и гласным. Каждое предложение станет предметом публичного обсуждения. «Рабочая группа и клуб будут признательны практикам, ученым, экспертам за их комментарии и предложения, которые могут быть использованы в работе», — заявил Э. Маркварт.

Первые поступления в клуб показали единство взглядов о важности разработки всеобъемлющего, но компактного до­кумента. Разногласие наметилось главным образом вокруг того, кому адресовать его. Руководству страны или муниципальному сообществу? Гражданскому обществу или местным сообществам? «Кто заказчик работ?» — справедливо спрашивает аналитик из Рязани Сергей Вобленко. Президент Фонда «Институт экономики города» Надежда Косарева тоже не видит потребности в Концепции ни со стороны властных структур, ни со стороны иных заинтересованных групп. Отсутствие общественного запроса ее коллеги объясняют тем, что значительная часть россиян традиционно ждет решения своих проблем.

Большая часть экспертов называет основным потребителем государственную власть, которую надо убедить в том, что институты местного самоуп­равления — это благо для государства. В качестве аргумента они приводят слова председателя Государственной Думы РФ Сергея Нарышкина о необходимости принятия Концепции развития местного самоуправления. Просто так такие заявления четвертым лицом в стране не делаются, утверждают аналитики. Они убеждены, что документ будет внимательно изучен руководством страны.

Дискуссия об адресате иниции­ровала еще одну дискуссию — о предназначении будущего документа. Если допустить, что он будет востребован государственной властью, то за принятием Концепции последует обновление законодательства. В таком случае Концепция станет основой для корректировки не только базового закона о местном само­управлении, но и ряда кодексов. В первую очередь, Гражданского, Бюджетного, Налогового, Земельного, Водного, Жилищного, Градостроительного. «Важно сразу определиться: будет ли это Концепция развития местного самоуправления или Концепция государственной политики о местном самоуправлении», — говорит доктор Э. Маркварт.

Возможен и третий вариант — прогнозный сценарий развития местного самоуправления в ближайшие годы и в среднесрочной перспективе. Но опять вопрос: кому он интересен?

При любом раскладе название документа определит его судьбу. Будущее своей разработки экспертное сообщество видит в принятии на ее базе дорожной карты для государственной власти, для муниципального управления и для местного гражданского общества. Говоря словами булгаковского персонажа, нужен документ — всем документам документ. В частности, нельзя исключить вероятность появления Кодекса местного самоуправления, обязательного для соблюдения всеми властными структурами, бизнес-сообществом, институтами гражданского общества.

Не может народовластие осуществляться только в границах населенных пунктов. Россияне вправе участвовать в разум­ном управлении окружающей их территорией, включая лесное и водное пространство. Иначе окружающая россиян среда грозит превратиться в вотчину частного капитала с его жесткими правилами конкуренции.

Если мы хотим добиться реального и существенного улучшения ситуации с местным самоуправлением, то нужно обращаться к власти. Значит, нужно писать Концепцию государственной политики, говорят сторонники принятия именно такого документа. При этом они напоминают, что Указ Президента РФ еще в 1999 г. назывался «Основные положения государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации» (от 15.10.99 № 1370).

Правда, правовая основа преобразования власти на местах была заложена еще на закате советской власти. Хроника принятия нормативно-правовых актов после этого приведена в таблице. Следует добавить, что ни один из этих документов не придал силы местной власти, не вселил веры в силу местного самоуправления. До сих пор «слабым звеном» в программных документах о социально-экономическом развитии российских регионов остается муниципальный компонент. А начало работы экспертного сообщества над Концепцией сов­пало с очередным наступлением федеральной власти на экономические основы местного самоуправления. Минфин в середине марта на Неделе российского бизнеса объявил о продлении до 2018 г. повсеместного ввода обновленного местного налога — налога на недвижимость физических лиц. Чуть раньше Минпромторг распространил законопроект о национальной промышленной политике с целым пакетом дополнительных муниципальных полномочий, не обеспеченных финансированием. Похоже, в федеральных ведомствах не знают или сознательно игнорируют нормы Основного закона страны, по которым местное самоуправление «обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью». Отсюда главный посыл начала работы над Концепцией. И не важно, как будет называться документ, важно, чтобы выполнение его положений было обязательным для всех ветвей государственной власти и органов местного самоуправления.

Правовая основа современного российского земства

08.04.1990

Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР»

24.05.1991

Закон РСФСР «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) РСФСР в связи с реформой местного самоуправления»

06.07.1991

Закон РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР»

26.10.1993

Указ Президента РФ «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации»

28.08.1995

Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

06.10.2003

Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

25.12.2008

Закон РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

29.06.2012

Закон РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»