В целях развития юридически значимого электронного документооборота Минсвязи России подготовило ряд поправок в закон об электронной подписи. А именно, в целях создания единой системы доверия министерство, по сути, предлагает увеличить стоимость входа субъектов на этот рынок, а также ужесточить контроль над деятельностью аккредитованных удостоверяющих центров. В настоящий момент законопроект проходит процедуру оценки регулирующего воздействия в Минэкономразвития России.
Разработанным Минсвязи России законопроектом предлагается внести в Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее — Закон об электронной подписи) два новых понятия: единое пространство доверия и доверенные сервисы.
Под единым пространством доверия понимается совокупность взаимосвязанных доверенных сервисов, в которой обеспечивается признание подлинности электронной подписи при электронном взаимодействии различных органов власти, организаций и физических лиц. А доверенными сервисами — сервисы, связанные с проверкой электронного документа, в том числе подписи, а также с процессами аутентификации, авторизации и идентификации участников документооборота.
Помимо этого предлагается изменить понятие электронного документа в Федеральном законе от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информационных технологиях, информации и о защите информации». Сейчас под ним понимается документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах. При этом документированная информация — это информация, зафиксированная на материальном носителе путем документирования с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством случаях ее материальный носитель.
Министерство предлагает вообще уйти от материальных носителей и понимать под электронным документом информацию, которая создается и хранится, предоставляется и распространяется в виде электрических сигналов в форме, пригодной для восприятия человека, а главное подписанная электронной подписью.
Чтобы электронный документооборот заработал в полную силу, в Законе об электронной подписи требуется уточнение требований к квалифицированной электронной подписи, а именно: эта подпись должна будет иметь еще один дополнительный признак — содержать информацию о времени подписания электронного документа. Также будут пересмотрены условия признания электронных документов.
В настоящий момент информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью. Исключение составляют случаи, когда законами или подзаконными нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.
Минсвязи предлагает применять электронный документ, подписанный усиленной квалификационной подписью, в любых правоотношениях, если в законодательстве нет прямого запрета на его использование.
Напомним, что средства электронной подписи должны показывать лицу, создающему подпись, содержание информации, которую он подписывает. Однако в законе не сказано, как эта информация должна показываться. Этот пробел планируется ликвидировать и предусмотреть в законе, что содержание этой информации может показываться как самостоятельно, так и с использованием дополнительных устройств отображения информации и (или) программного обеспечения, позволяющих лицу получать доступ к данной информации в режиме реального времени. Аналогичное дополнение хотят внести и в требования к средствам электронной подписи при ее проверке.
Предлагается также пересмотреть полномочия органов власти по регулированию отношений в области создания единой системы доверия, использования электронной подписи.
В частности, полномочия по установлению требований к форме квалификационного сертификата и правил по его заполнению предлагается передать правительству. Сейчас их устанавливает Минсвязи России. Вместо этого за министерством закрепят полномочия по осуществлению технического регулирования в сфере создания и развития единого пространства доверия.
Кроме того, оно получит полномочия по определению требований к осуществлению функций аккредитованного удостоверяющего центра.
В рамках своих полномочий министерство по-прежнему должно будет обеспечивать хранение реестров квалификационных сертификатов, полученных от аккредитованных уполномоченных центров, устанавливать порядок формирования, ведения таких реестров и предоставления информации из них, а также порядок передачи этих реестров аккредитованными удостоверяющими центрами министерству на хранение. Предлагается только уточнить, что это реестры выданных и аннулированных квалификационных сертификатов.
В целях создания единой системы доверия предлагается обязать аккредитованные удостоверяющие центры предоставлять всем участниками электронного взаимодействия доверенные сервисы, необходимые для организации юридически значимого электронного документооборота.
Чтобы получить аккредитацию, удостоверяющий центр должен будет иметь уставный капитал в размере 10 млн руб., а не 1 млн, как сейчас. А значит, плата за вход на рынок данных услуг повысится в десять раз. Помимо этого в проекте заложено значительное увеличение суммы финансового обеспечения ответственности за убытки, причиненные третьим лицам, — с 1,5 млн до 50 млн руб.
К удостоверяющим центрам будет предъявлено еще одно дополнительное требование, без которого невозможно будет получить аккредитацию и которое напрямую связано с дополнительными полномочиями министерства. Итак, порядок реализации функций удостоверяющего центра, осуществление его прав и исполнение обязанностей должно будет соответствовать требованиям в области использования электронной подписи, установленным министерством.
Срок рассмотрения заявления на получение аккредитации не изменится. Добавится только норма, согласно которой аккредитованный удостоверяющий центр должен будет для заверения от своего имени квалификационных сертификатов использовать квалификационный сертификат, полученный при аккредитации в министерстве.
Сейчас законом не установлена периодичность проведения плановых проверок аккредитованных удостоверяющих центров. Минсвязи предлагает установить в законе периодичность — один раз в год, не считая внеплановых проверок. При этом первая плановая проверка, по мнению министерства, должна быть проведена не позднее одного года с момента аккредитации.