БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
Приказ Минфина России от 18.12.2012 № 164н
«О внесении изменения в Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденное приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 октября 2008 г. № 106н».
Внесены изменения в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации».
Комментируемые поправки предусматривают, что при формировании учетной политики микропредприятия и социально ориентированные некоммерческие организации вправе прописать в ней ведение бухгалтерского учета по простой системе (без применения двойной записи). Это правило установлено новым п. 6.1, введенным в ПБУ 1/2008 рассматриваемым приказом. Цель нововведения — упрощение ведения бухгалтерского учета для отдельных категорий организаций.
К сожалению, специалисты финансового ведомства не дали никаких рекомендаций, каким образом должен вестись бухгалтерский учет без применения двойной записи. А ведь двойная запись — это основа бухучета. И отказ от нее вряд ли упростит жизнь организаций.
На наш взгляд, без проработанных рекомендаций, как организовать подобный учет, провозглашенное право останется таковым лишь на бумаге.
Приказ зарегистрирован в Минюсте России 15 февраля 2013 г. за № 27109 и вступил в силу 8 марта 2013 г.
Информация Минфина России № ОП 3-2013
Специалисты финансового ведомства разъяснили некоторые вопросы, связанные с проведением аудита консолидированной финансовой отчетности.
В аудиторском заключении, которое представляется и публикуется вместе с годовой консолидированной финансовой отчетностью, мнение аудитора, отличное от положительного, может быть выражено в форме мнения с оговоркой, отрицательного мнения или отказа от выражения мнения.
Специалисты Минфина России пояснили также вопросы составления аудиторского заключения по консолидированной финансовой отчетности, выпущенной в разных валютах. Так, если организация выпускает одновременно два комплекта консолидированной финансовой отчетности (в рублях и иной валюте), то данное обстоятельство, как правило, раскрывается в каждой консолидированной финансовой отчетности. При этом аудиторское заключение по каждой такой отчетности может содержать соответствующую привлекающую внимание часть.
Обязательный аудит годовой бухгалтерской отчетности организации и обязательный аудит годовой консолидированной финансовой отчетности этой же организации могут быть проведены разными аудиторскими компаниями.
Законодательство РФ не содержит каких-либо требований в отношении утверждения общим собранием участников организации аудитора для проведения обязательного аудита годовой консолидированной финансовой отчетности.
НАЛОГОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ
Приказ ФНС России от 26.11.2012 № ММВ-7-13/907@
«Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении результатов проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, оснований и порядка продления срока проведения проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, требований к составлению акта проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами»
Утверждены формы документов, применяемых при проведении проверки в отношении уплаты налогов по сделкам с взаимозависимыми лицами, а также основания для продления такой проверки.
Утверждены следующие формы:
— решение о проведении проверки;
— решение о продлении срока проведения проверки;
— справка о проведенной проверке;
— акт проверки;
— решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения по результатам проверки;
— решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения по результатам проверки.
В приказе сказано, что проверка может быть продлена до 12 месяцев при ее проведении в отношении крупнейших налогоплательщиков, возникновении обстоятельств непреодолимой силы (затопление, наводнение, пожар и т.п.), непредставлении в срок документов, необходимых для проведения проверки. Приказ зарегистрирован в Минюсте России 11 марта 2013 г. (№ 27589) и вступит в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования. На момент подготовки номера приказ опубликован не был.
Письмо Минфина России от 01.03.2013 № 03-03-06/1/6115
Учет расходов организации по выплате начисленных районных коэффициентов работникам обособленных подразделений.
Организация расположена в местности, не относящейся к районам Крайнего Севера. При этом работникам обособленных подразделений, расположенных в городах Уфе, Челябинске, Перми, выплачивались районные коэффициенты, хотя эти населенные пункты не относятся к северной местности.
По мнению специалистов финансового ведомства, компания при расчете налога на прибыль вправе учесть затраты на выплату начислений по районным коэффициентам сотрудникам подразделений в составе расходов на оплату труда на основании п. 11 ст. 255 НК РФ только в том случае, когда эти подразделения расположены в районах Крайнего Севера. При этом тот факт, что головная компания не находится на Крайнем Севере, значения не имеет.
Письмо Минфина России от 28.02.2013 № 03-04-06/5826
Обложение НДФЛ дохода иностранного работника в виде оплаты за него организацией обучения детей в языковой школе.
В письме рассмотрена следующая ситуация. Российская организация оплачивает обучение ребенка иностранного работника в период его проживания с родителями на территории РФ. Образовательное учреждение является частным некоммерческим дневным иностранным учебным заведением, аккредитованным в РФ. Компанию интересовало, должна ли она облагать такие выплаты НДФЛ или нет?
В соответствии с п. 21 ст. 217 НК РФ освобождены от обложения НДФЛ суммы оплаты за обучение налогоплательщика по основным и дополнительным образовательным программам в российских образовательных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию, либо иностранных образовательных учреждениях, имеющих соответствующий статус.
Минфин России разъяснил, что для целей применения указанной нормы налоговый статус сотрудников значения не имеет. Таким образом, суммы оплаты компанией обучения детей своих сотрудников в иностранном учебном заведении, аккредитованном в РФ, не подлежат обложению НДФЛ на основании п. 21 ст. 217 НК РФ при соблюдении условий, установленных данным пунктом.
Письмо Минфина России от 28.02.2013 № 03-03-10/5973
Разъяснен порядок учета затрат на оплату труда с применением повышающего коэффициента.
Трудовым законодательством установлена обязанность по оплате труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, в повышенном размере (ст. 146 ТК РФ). Ее размер должен быть не ниже установленного трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. 148 ТК РФ).
Так, размер районного коэффициента для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливается Правительством РФ (ст. 316 ТК РФ). При этом субъекты РФ и муниципальные образования вправе устанавливать более высокие надбавки для учреждений, финансируемых из их бюджетов. Коммерческие организации районные коэффициенты устанавливают в размере, определенном коллективным договором либо локальным нормативным актом, принимаемым работодателем с учетом мнения представительного органа работников, либо трудовым договором.
Все вышеназванные выплаты относятся к расходам на оплату труда на основании п. 11 ст. 255 НК РФ и в полном объеме учитываются при расчете налога на прибыль организаций.
Письмо Минфина России от 28.02.2013 № 03-07-11/5852
НДС по лизинговым платежам, принятый к вычету, при переходе на УСН восстанавливать не нужно.
По мнению специалистов финансового ведомства, НДС, принятый к вычету лизингополучателем, перешедшим с 1 января 2013 г. с общего режима налогообложения на УСН, по приобретенным в 2012 г. услугам финансовой аренды (лизингу), использованным для операций, подлежащих налогообложению, не восстанавливается.
Объясняется такая позиция следующим образом. При переходе на УСН восстановлению подлежат суммы НДС, принятые к вычету по товарам (работам, услугам), которые будут использоваться для осуществления операций в периоде применения УСН (подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ). Такое восстановление нужно осуществить в периоде, предшествующем переходу на УСН. Если же товары (работы, услуги) были использованы для операций, подлежащих обложению НДС, до перехода на УСН, принятый к вычету НДС по ним не восстанавливается.
Письмо ФНС России от 21.02.2013 № АС-4-2/2940
О порядке начисления пеней на сумму неправомерно возмещенного НДС.
После получения возмещения НДС из бюджета может выясниться, что компания не имела на это права (например, вследствие неправомерного применения налоговых вычетов). В результате искажается сумма налога к уплате. В этом случае налоговый орган вправе требовать возврата полученного возмещения (постановление Президиума ВАС РФ от 31.01.2012 № 12207/11). При этом на возвращенную сумму начисляются пени, предусмотренные ст. 75 НК РФ, со дня получения компанией возмещения НДС из бюджета согласно информации, представленной территориальным органом Федерального казначейства в соответствии с п. 8 ст. 176 НК РФ.
Если возмещаемые суммы НДС были зачтены налоговым органом в счет налоговых платежей, пени начисляются со дня, следующего за датой принятия соответствующего решения о зачете суммы налога.
Проценты, предусмотренные ст. 176.1 НК РФ, уплачиваются только при возврате сумм НДС, возмещенных в заявительном порядке. Они не могут начисляться одновременно с пенями и на случаи незаконного возмещения НДС в рамках ст. 176 НК РФ не распространяются.
Письмо Минфина России от 19.02.2013 № 03-01-18/4414
Налоговики разъяснили порядок представления документов при проверке сделок между взаимозависимыми лицами.
Если организация совершала сделки с взаимозависимыми лицами, то налоговики имеют право проверить полноту исчисления и правильность уплаты налогов (105.17 НК РФ). В ходе этого мероприятия инспекторы могут истребовать документацию, указанную в ст. 105. 15 НК РФ. Это прямо предусмотрено п. 6 ст. 105.17 НК РФ.
Специалисты Минфина России отметили, что данная норма Кодекса не применяется вне рамок проверок сделок между взаимозависимыми лицами. Поэтому налоговые органы могут направить компании требования о представлении документации в отношении конкретной сделки (группы однородных сделок) только со дня вынесения решения о проведении проверки в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами до дня составления справки о проведении такой проверки. В противном случае налогоплательщик имеет полное право такие документы контролерам не представлять.
Письмо ФНС России от 12.02.2013 № БС-4-11/2301
В связи с внесением изменений в главу 30 НК РФ формы налоговой отчетности корректироваться не будут.
Напомним, что Федеральный закон от 29.11.2012 № 202-ФЗ внес поправки в главу 30 «Налог на имущество организаций» НК РФ, которые начали действовать с начала этого года. В частности, было исключено из объектов обложения по налогу на имущество движимое имущество, принятое на учет после 1 января 2013 г., а вот льготы по этому налогу в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи и сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, были отменены.
По мнению специалистов ФНС России, указанные изменения не влекут за собой необходимости изменения форм налоговой отчетности по налогу на имущество организаций. Дело в том, что налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика, в том числе об объектах налогообложения (ст. 80 НК РФ). Поэтому включение в налоговую декларацию сведений об имуществе, которое не относится к объектам налогообложения, противоречит положениям ст. 80 НК РФ.
Кроме того, действующий сейчас порядок заполнения декларации по налогу на имущество предоставляет возможность заполнить несколько разделов 2 декларации в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам. Это позволит организациям, имеющим на балансе объекты, подлежащие налогообложению по разным ставкам, корректно заполнить соответствующие формы налоговой отчетности.
Письмо ФНС России от 27.02.2013 № ЕД-4-3/3228
Налоговики предупреждают: если у одного из родителей нет дохода, облагаемого НДФЛ по ставке 13%, то передать стандартный вычет на ребенка другому родителю нельзя.
Подпункт 4 п. 1 ст. 218 НК РФ предоставляет право на предоставление стандартного налогового вычета на детей в двойном размере одному из родителей по их выбору. Для этого один из родителей должен написать заявление об отказе от получения названного вычета. При этом отказаться от вычета может только налогоплательщик, который имеет на него право, подтвержденное соответствующими документами.
Специалисты ФНС России указали, что право на получение данного налогового вычета ограничено рядом условий, в частности, нахождением ребенка на обеспечении налогоплательщика, наличием у физического лица дохода, облагаемого НДФЛ по ставке 13%. Поэтому если у одного из родителей отсутствуют доходы, подлежащие налогообложению по ставке 13%, передавать свое право на получение стандартного налогового вычета другому родителю он не может.
Данная позиция согласована с Минфином России и размещена на официальном сайте ФНС России в разделе «Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами».
Письмо Минфина России от 14.02.2013 № 03-02-08/6
Финансисты рассказали, каким образом должна быть исполнена обязанность по уплате налога.
На практике встречаются ситуации, когда для уплаты собственных налогов планируется использовать средства третьих лиц. Например, единоличный собственник компании может захотеть заплатить собственные налоги с расчетного счета организации. Или ввиду отсутствия у дочерней компании денежных средств налоги за нее собирается платить материнская фирма. Именно такую ситуацию и рассмотрел Минфин России в комментируемом письме.
Специалисты финансового ведомства разъяснили, что уплата налога за налогоплательщика третьим лицом НК РФ не предусмотрена. Исходя из требований п. 1 ст. 45 НК РФ, налог уплачивается организацией или физическим лицом самостоятельно.
Это означает, что платежные документы должны исходить от налогоплательщика и быть подписаны им самим. При этом уплата сумм налога должна производиться за счет собственных средств компании или физлица (Определение Конституционного суда РФ от 22.01.2004 № 41-О).
Письмо Минфина России от 11.02.2013 № 03-07-08/3400
Порядок обложения НДС услуг российской организации — агента по доступу к сайту иностранной организации.
В письме рассмотрена следующая ситуация. Иностранная организация оказывает услуги по доступу физических лиц к страницам своего сайта через российскую организацию — агента. Облагаются ли такие услуги НДС на территории Российской Федерации?
Минфин России разъяснил, что сами услуги по предоставлению доступа к сайту иностранной организации НДС не облагаются. Объяснили они это следующим образом.
Объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) и передаче имущественных прав на территории Российской Федерации. Порядок определения места реализации работ (услуг) установлен ст. 148 НК РФ.
Услуги по предоставлению доступа к страницам сайта в Интернете, принадлежащего иностранной организации, к работам (услугам), перечисленным в подп. 1—4.1, 4.3 п. 1 ст. 148 НК РФ, не относятся. Место их реализации должно определяться по месту осуществления деятельности организации, оказывающей такие услуги. Поэтому местом реализации таких услуг, оказываемых иностранной организацией физическим лицам через российскую организацию — агента, территория РФ не признается. Соответственно они НДС не облагаются.
А вот агентские услуги российской организации облагаются НДС по ставке 18%, поскольку местом их оказания является территория РФ.
СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
Распоряжения Правления Пенсионного фонда РФ от 21.03.2013 № 95р и № 97р
Распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 21.03.2013 № 95р утвержден «Формат Расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов (формат данных)». Это формат для представления в электронном виде расчетов по страховым взносам во внебюджетные фонды самозанятыми лицами (форма РСВ-2). Согласно утвержденному формату представляются данные по начисленным и уплаченным страховым взносам:
— физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами и иными самозанятыми лицами (форма расчета утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 12.11.2009 № 895н);
— главами крестьянских (фермерских) хозяйств за отчетный период с I квартала 2013 г. (форма расчета утверждена приказом Минтруда России от 28.12.2012 № 638н).
Распоряжением Правления ПФ РФ от 21.03.2013 № 97р утвержден «Формат Расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (формат данных)». Это формат представления расчетов по страховым взносам в ПФР и ФФОМС (ТФОМС) плательщиками взносов, осуществляющими выплаты своим работникам (РСВ-1)
Утвержденный формат описывает требования к файлам передачи данных в электронном виде по начисленным и уплаченным страховым взносам во внебюджетные фонды за отчетные периоды:
— с 01.01.2010 по 31.12.2011 (форма расчета утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 12.01.2009 № 894н);
— с первого квартала 2012 г. (форма расчета утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 15.03.2012 № 232н);
— с первого квартала 2013 г. (форма расчета утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 28.12.2013 № 639н).
Приказ Минтруда России от 28.12.2012 № 638н
«Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования главами крестьянских (фермерских) хозяйств»
Утверждена форма расчета по страховым взносам (РСВ-2 ПФР) для глав крестьянских (фермерских) хозяйств.
Обязанность представлять ежегодные отчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам в отношении тех плательщиков, которые их рассчитывают исходя из стоимости страхового года, с 2012 г. осталась только у глав крестьянских (фермерских) хозяйств.
В связи с этим и разработана новая форма расчета. Он состоит из титульного листа и трех разделов. В первом разделе производится расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам по обязательному пенсионному и медицинскому страхованию. Второй раздел представляет собой расчет начислений страховых взносов, подлежащих уплате за главу и членов крестьянского (фермерского) хозяйства. А в третьем разделе показываются суммы доначисленных страховых взносов с начала расчетного периода.
Приказом предусмотрено, что форма должна применяться начиная с представления отчетности за 2012 г. Однако приказ был зарегистрирован в Минюсте России только 4 марта 2013 г. (№ 27440), опубликован 15 марта, соответственно, он вступил в силу с 26 марта 2013 г. Поэтому фактически новая форма может использоваться начиная с отчетности за 2013 г.