На фоне замедляющегося роста розничной торговли игроков рынка розницы, а также производителей и поставщиков потребительских товаров и услуг должна приободрить информация Росстата, что в I квартале потребительские ожидания россиян подросли. Не порадует их то, что в возрастной группе самых денежных граждан они снизились.
Индекс потребительской уверенности, отражающий совокупные потребительские ожидания населения, в I квартале 2013 г. по сравнению с IV кварталом 2012 г. повысился на 1 п.п. до –7%. Заметим, что в I квартале прошлого года уровень потребительской уверенности все-таки был выше на 2 п.п., и настолько же тогда улучшился потребнастрой к предыдущему кварталу.
Тем не менее повышение индекса потребительской уверенности обеспечила положительная динамика всех его компонентов.
Так, индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу повысился по сравнению с IV кварталом 2012 г. на 2 п.п. и составил –0,7%.
Индекс произошедших изменений в экономике России поднялся на 1 п.п. до –6%.
Индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении по сравнению с IV кварталом 2012 г. повысился на 2 п.п. до –1%.
Индекс произошедших изменений в личном материальном положении подрос на 1 п.п. и составил –7%.
Индекс благоприятности условий для крупных покупок повысился тоже на 1 п.п. до –18%. Индекс благоприятности условий для сбережений хотя и не входит в расчет главного индекса, важен как ориентир для финансового рынка — он повысился на 2 п.п. и составил –34%.
И последнее. Индекс потребительской уверенности в I квартале 2013 г. по сравнению с IV кварталом 2012 г. вырос у молодого поколения (в возрасте от 16 до 29 лет) на 4 п.п. и у лиц старшего возраста на 2 п.п. У лиц же среднего возраста (от 30 до 49 лет) он снизился на 1 п.п., и, возможно, это главное из данных Росстата — средневозрастная группа, более других состоявшаяся и состоятельная. Кстати, в отличие от молодежи и пожилых, у которых индекс ожидаемых изменений в экономике страны вырос, у граждан среднего возраста он не изменился…
Индекс потребительской уверенности в России и странах ЕС*
|
11.2012 |
02.2013 |
Россия |
–8 |
–7 |
Австрия |
–10,6 |
–3,8 |
Бельгия |
–25,6 |
–18,3 |
Болгария |
–43,7 |
–42,1 |
Великобритания |
–14,1 |
–16,8 |
Венгрия |
–48,9 |
–39,0 |
Германия |
–10,2 |
–6,4 |
Греция |
–74,1 |
–71,4 |
Дания |
7,6 |
6,3 |
Испания |
–37,7 |
–33,4 |
Италия |
–40,4 |
–35,8 |
Кипр |
–57,5 |
–44,8 |
Латвия |
–11,5 |
–11,9 |
Литва |
–13,9 |
–14,5 |
Люксембург |
–13,2 |
–8,4 |
Нидерланды |
–27,0 |
–30,2 |
Польша |
–29,9 |
–28,6 |
Португалия |
–58,0 |
–53,0 |
Румыния |
–35,8 |
–32,1 |
Словакия |
–31,1 |
–31,8 |
Словения |
–37,7 |
–32,8 |
Финляндия |
1,9 |
8,2 |
Франция |
–28,0 |
–28,5 |
Чехия |
–27,0 |
–26,0 |
Швеция |
2,0 |
6,4 |
Эстония |
–14,6 |
–6,5 |
* По всем странам, кроме России, источник информации — электронная база данных Евростата.
Источник: Росстат