Потребительские ожидания подросли

| статьи | печать

На фоне замедляющегося роста розничной торговли игроков рынка розницы, а также производителей и поставщиков потребительских товаров и услуг должна приободрить информация Росстата, что в I квартале потребительские ожидания россиян подросли. Не порадует их то, что в возрастной группе самых денежных граждан они снизились.

Индекс потребительской уверенности, отражающий совокупные потребительские ожидания населения, в I квартале 2013 г. по сравнению с IV кварталом 2012 г. повысился на 1 п.п. до –7%. Заметим, что в I квартале прошлого года уровень потребительской уверенности все-таки был выше на 2 п.п., и настолько же тогда улучшился потребнастрой к предыдущему кварталу.

Тем не менее повышение индекса потребительской уверенности обеспечила положительная динамика всех его компонентов.

Так, индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу повысился по сравнению с IV кварталом 2012 г. на 2 п.п. и составил –0,7%.

Индекс произошедших изменений в экономике России поднялся на 1 п.п. до –6%.

Индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении по сравнению с IV кварталом 2012 г. повысился на 2 п.п. до –1%.

Индекс произошедших изменений в личном материальном положении подрос на 1 п.п. и составил –7%.

Индекс благоприятности условий для крупных покупок повысился тоже на 1 п.п. до –18%. Индекс благоприятности условий для сбережений хотя и не входит в расчет главного индекса, важен как ориентир для финансового рынка — он повысился на 2 п.п. и составил –34%.

И последнее. Индекс потребительской уверенности в I квартале 2013 г. по сравнению с IV кварталом 2012 г. вырос у молодого поколения (в возрасте от 16 до 29 лет) на 4 п.п. и у лиц старшего возраста на 2 п.п. У лиц же среднего возраста (от 30 до 49 лет) он снизился на 1 п.п., и, возможно, это главное из данных Росстата — средневозрастная группа, более других состоявшаяся и состоятельная. Кстати, в отличие от молодежи и пожилых, у которых индекс ожидаемых изменений в экономике страны вырос, у граждан среднего возраста он не изменился…

Индекс потребительской уверенности в России и странах ЕС*

11.2012

02.2013

Россия

–8

–7

Австрия

–10,6

–3,8

Бельгия

–25,6

–18,3

Болгария

–43,7

–42,1

Великобритания

–14,1

–16,8

Венгрия

–48,9

–39,0

Германия

–10,2

–6,4

Греция

–74,1

–71,4

Дания

7,6

6,3

Испания

–37,7

–33,4

Италия

–40,4

–35,8

Кипр

–57,5

–44,8

Латвия

–11,5

–11,9

Литва

–13,9

–14,5

Люксембург

–13,2

–8,4

Нидерланды

–27,0

–30,2

Польша

–29,9

–28,6

Португалия

–58,0

–53,0

Румыния

–35,8

–32,1

Словакия

–31,1

–31,8

Словения

–37,7

–32,8

Финляндия

1,9

8,2

Франция

–28,0

–28,5

Чехия

–27,0

–26,0

Швеция

2,0

6,4

Эстония

–14,6

–6,5

* По всем странам, кроме России, источник информации — электронная база данных Евростата.

Источник: Росстат