Госдума во вторник, 9 апреля, утвердила Эльвиру Набиуллину председателем Центрального банка России. К исполнению обязанностей она приступит 24 июня. Выступление кандидата Набиуллиной перед депутатами подтвердило предположения аналитиков, что резких перемен в политике Центрального банка под ее руководством не произойдет.
Представляя кандидата Набиуллину, первый заместитель председателя Госдумы Александр Жуков заметил, что она способна, с одной стороны, эффективно сотрудничать с правительством, но с другой стороны, сможет обеспечить независимость Центрального банка, что чрезвычайно важно в случае наступления кризисных ситуаций. Аналитики расшифровывают эту фразу так, что ЦБ остался, в сущности, единственной надеждой хотя бы монетарными способами оживить экономический рост в России — но в то же время именно ЦБ сможет принять на себя всю тяжесть весьма вероятных экономических невзгод. Можно понимать А. Жукова и так, пишут аналитики, что правительство в нынешней политической комбинации не справляется с задачей поддержать рост на уровне, заданном президентом Владимиром Путиным, то есть 5—6% в год, и помощь ЦБ, если таковая будет подана, будет воспринята весьма и весьма благожелательно.
Когда президент Путин только объявил, что предлагает Э. Набиуллину на должность председателя ЦБ, у аналитиков возникло подозрение, что она, бывший министр экономики, как раз и попытается всецело помогать правительству добиваться путинских 5—6% в год. Своим выступлением в Думе она эти подозрения развеяла: таргетирование инфляции — главная задача ЦБ. Адекватным, по ее мнению, являются темпы снижения инфляции, предусмотренные денежно-кредитной политикой ЦБ: в 2013 г. — 5—6%, в 2014—2015 гг. — 4—5% в год, и 3—4% — в долгосрочной перспективе.
«Пытаться быстрее снизить инфляцию — значит поставить под угрозу экономический рост; также подорвет рост и попытка стимулировать его, заявляя, что дополнительные 2—3% инфляции — это не угроза для нас», — продолжала кандидат в председатели ЦБ. Снижение же инфляции необходимо, чтобы стимулировать инвестиционные проекты, рассчитанные на большой срок окупаемости.
Но, заметила Э. Набиуллина, роль Центробанка в отечественной экономике выросла, и регулятор уже не может абстрагироваться от потребностей экономического роста. Поддержание роста ВВП — тоже одна из целей ЦБ, уверена она, а расширение возможностей рефинансирования в ЦБ за счет увеличения видов финансовых инструментов, годящихся в залог, должно помочь достичь этой цели.
Но не только. Кандидат Набиуллина говорила депутатам и о смене российской модели роста, о необходимости диверсификации экономики и существенного повышения инвестиционной активности, а также ускоренного развития малого и среднего бизнеса. «Иначе 2—3% станут новой нормой роста экономики России, — пугала она, — вместо 6—7%, которые были до кризиса». Но нельзя рисковать и теми завоеваниями, которые были достигнуты в предыдущие годы, — макроэкономической стабильностью, последовательным снижением инфляции, предупредила Э. Набиуллина. Миссия центральных банков любой страны — не раз и навсегда заданная догма, уверена она, и надо исходить из реальной ситуации и тех вызовов, которые стоят перед ЦБ и перед всей нашей экономикой.
По мнению аналитиков Альфа-банка, все сказанное теперь уже и формально избранным председателем ЦБ Э. Набиуллиной — позитивный сигнал: новый руководитель ЦБ не будет серьезно смягчать процентную политику и сосредоточит внимание на укреплении доверия к ЦБ как к органу, проводящему политику таргетирования инфляции.
Экономисты ING считают, что в 2013 г. может произойти небольшое снижение ставок — на 25—50 базовых пунктов; правда, пишут они, это случится, только если к замедлению роста ВВП добавятся увеличение безработицы и повышение темпов роста тарифов по решению правительства. Если первое более чем возможно и даже реально, то второе — при нынешнем состоянии российской экономики — не слишком актуально, а третье и просто маловероятно.
Э. Набиуллина поговорила и на профессионально важную для банкиров тему — стоит ли России вводить комплекс жестких банковских нормативов «Базель III» раньше, чем в Европе и США. По состоянию на сегодня, Россия собирается обязать банки рассчитывать капитал по новым стандартам уже с 1 октября. Более ранний и мягкий банковский стандарт «Базель II» для российских банков не был обязателен. Мнение будущего председателя ЦБ было несколько расплывчатым: усиление надзора нужно, пора постепенно вводить обязательность «Базеля II» и как минимум основных элементов «Базеля III», но в то же время «нужен переход от формальных процедур к содержательной оценке устойчивости банков». Э. Набиуллина заметила, что поддерживает усиление ответственности, вплоть до уголовной, за фальсификацию документов отчетности.
Поддерживает она и идею дифференциации банковских отчислений в систему страхования вкладов в зависимости от ставок банковских депозитов, и важную для более быстрого развития рынка жилой недвижимости идею строительных сберегательных касс (где накапливаются деньги на строительство). «Я считаю, что стройсберкассы — перспективная форма наряду с ипотекой и строительством федерального жилья. В качестве руководителя ЦБ я готова рассмотреть возможности поддержки этих структур через банковскую систему. Но считаю, что сначала этот механизм надо отработать на уровне пилотных проектов в регионах», — заявила она.