Мы привыкли обсуждать права работников, порой забывая, что у работодателей тоже есть немало прав. Например, в некоторых случаях работодатель может не проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда, корректировать записи в трудовой книжке нового работника, экономить на командировочных, без опаски нанимать лиц без гражданства. Подробности разъясняет Борис Чижов, заместитель начальника отдела Управления делами Роструда.
Когда аттестация рабочих мест не требуется
Должна ли вновь созданная организация проводить аттестацию рабочих мест? Дело в том, что генеральный директор нашей организации работает на дому, а два совместителя имеют разъездной характер работы.
Министерство труда и социальной защиты приказом от 12.12.2012 № 590н внесло изменения в Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, в соответствии с которыми были отменены требования об обязательной аттестации всех рабочих мест.
Теперь аттестация нужна, только если труд носит выраженный производственный (работы с оборудованием, механизмами, на транспорте и т.д.) либо вредный (опасный) характер (например, высотные или подземные работы).
Исключены из списка подлежащих аттестации рабочие места, где сотрудники пользуются только компьютерами, ксероксами (для нужд организации) и другой офисной оргтехникой.
Вместе с тем, чтобы не ошибиться с выбором, какое рабочее место подлежит аттестации, а какое нет, следует обратиться за консультацией в соответствующую аккредитованную аттестующую организацию.
Новый работодатель может поправить записи в трудовой книжке
В нашу организацию пришел новый работник. Но в его трудовой нет записи об увольнении с предыдущего места работы. Он работал генеральным директором ООО, которое в данный момент уже снято с учета в ЕГРЮЛ. Как правильно оформить работника? Что делать с предыдущей записью? Нужно ли заводить новую трудовую книжку работнику в такой ситуации?
Запись о прекращении трудового договора с прежним работодателем может быть внесена работодателем по новому месту работы на основании соответствующих документов, содержащих сведения, необходимые для внесения такой записи.
Трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника (ч. 1 ст. 66 ТК РФ). Трудовая книжка является одним из документов, предъявляемых работником работодателю при заключении трудового договора (ч. 1 ст. 65 ТК РФ).
Порядок ведения и заполнения трудовых книжек установлен Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2003 № 225 «О трудовых книжках» (далее — Правила), и Инструкцией по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Минтруда России от 10.10.2003 № 69 (далее — Инструкция).
Отметим, что порядок внесения пропущенных записей в трудовую книжку работника законодательно не регламентирован.
В соответствии с п. 27 Правил при выявлении в трудовой книжке работника неточных или неверных записей работодатель обязан оказать работнику при его обращении необходимую помощь. Исходя из положений п. 27 и 28 Правил можно предположить, что работодателю по новому месту работы предоставлено право исправлять любые неточности в трудовой книжке, касающиеся работы у прежнего работодателя, уже прекратившего свою деятельность, в том числе вносить записи, которые не были внесены по прежнему месту работы.
Таким образом, на наш взгляд, при наличии соответствующих оснований для внесения пропущенной записи работодатель по новому месту работы имеет право внести такую запись в порядке, аналогичном исправлению неправильных записей в трудовой книжке.
Основанием внесения в трудовую книжку записей о прекращении трудового договора являются соответствующие приказы (распоряжения) работодателя (п. 5.1 Инструкции, п. 10 Правил). Соответственно, для внесения пропущенной записи новому работодателю необходима заверенная надлежащим образом копия приказа об увольнении. Такая копия должна быть выдана работнику по его письменному заявлению бывшим работодателем (ст. 62 ТК РФ). Если же организация, как в рассматриваемом случае, уже ликвидирована, копии приказов можно получить в архиве (ч. 10 ст. 23, ст. 24 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»).
Как представляется, основанием для восстановления пропущенной записи может также послужить и архивная справка (ч. 3 ст. 26 указанного Закона), содержащая сведения, необходимые для внесения такой записи.
Оснований для оформления работнику новой трудовой книжки или дубликата не имеется.
Отдых в командировке: как не заплатить лишнее
Сотрудник попросил задержаться на выходные в месте пункта назначения командировки. В служебном задании и в командировочном удостоверении стоят даты служебной командировки без учета выходных. Какие дополнительные документы необходимо запросить у сотрудника, чтобы не оплачивать ему за эти дни суточные?
Служебная командировка — это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы (ст. 166 ТК РФ). Особенности направления работников в служебные командировки определены Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749 (далее — Положение).
Согласно п. 4 Положения срок командировки определяется работодателем с учетом объема, сложности и других особенностей служебного поручения. Днем выезда в командировку считается дата отправления транспортного средства от места постоянной работы командированного, а днем приезда из командировки — дата прибытия указанного транспортного средства в место постоянной работы.
В рассматриваемом случае работодатель определил в приказе приезд работника из командировки в пятницу.
На основании соответствующей просьбы работника, желательно в письменном виде (телеграмма, электронное письмо и др.), о проведении выходных дней в месте командировки работодатель, полагаем, вправе издать локальный нормативный акт, но не о продлении срока командировки, а именно о разрешении провести выходные дни в месте командировки. Тогда суточные за выходные дни не оплачиваются.
Работник без гражданства? Никаких проблем!
Директор хочет принять на работу лицо без гражданства, у которого есть только вид на жительство в Российской Федерации. Потенциальный работник приехал из Узбекистана. Какие особенность нужно учесть в данном случае? Какие документы работник должен представить нам? Какие государственные органы должен уведомить работодатель о найме такого работника?
При приеме на работу иностранных граждан, имеющих вид на жительство в России, разрешительные документы не требуются. Такие работники принимаются на работу на условиях, предусмотренных для трудоустройства российских граждан, и должны представить документы, перечисленные в ст. 65 ТК РФ.
В данном случае у работодателя нет обязанности получать разрешение на трудоустройство такого работника, а также сообщать контролирующим органам о его приеме на работу.