Традиционная бизнес-модель компаний ТЭК находится под угрозой, отмечается в отчете консалтинговой компании Ernst & Young «Пульс деловой жизни: сравнительный анализ десяти основных рисков и возможностей в 2013 и последующие годы». Ужесточение законодательных требований сегодня ложится тяжелым бременем на компании, стремящиеся завоевать доверие потребителей.
Со времени публикации последнего отчета по результатам 2011 г. риск, связанный с дороговизной и труднодоступностью капитала, потерял свою остроту, а на первое место в рейтинге вышел риск возможного несоблюдения законодательных и нормативных требований. По мнению опрошенных руководителей компаний, наиболее актуальным риском в настоящее время является частое изменение нормативных и законодательных критериев, причем ожидается, что значимость данного риска будет только возрастать.
Руководитель глобальной практики E&Y по консультационным услугам в области управления рисками Рэндалл Миллер так прокомментировал результаты исследования: «Текущий отчет свидетельствует об изменении подхода, что подтверждается перемещением риска несоблюдения законодательных и нормативных требований на первую строчку рейтинга со второго места в 2011 г. В то время как правительства и регулирующие органы продолжают проводить политику снижения уровня выбросов углеродосодержащих соединений при выработке электроэнергии, потребители все в большей степени стремятся к снижению своих затрат. Это создает конфликт интересов заинтересованных сторон для компаний ТЭК и электроэнергетики».
Потребитель стоит в центре сложных взаимоотношений между коммунальными компаниями, регулирующими органами и законодателями. В условиях ожидаемого роста цен на электроэнергию лишь те компании, которые при обслуживании потребителей будут в максимальной степени опираться на «умные» технологии, смогут воспользоваться имеющимися возможностями, чтобы улучшить общественное мнение об отрасли.
Риск экономической нестабильности уже привычен компаниям ТЭК и электроэнергетики. Их больше волнует нестабильность цен на сырьевые товары и возможность доступа к поставкам топлива на долгосрочной основе по конкурентоспособным ценам.