Эксперты определили компании с приличной системой закупок

| статьи | печать

Энергетические предприятия заняли самые высокие позиции в рейтинге «Эксперта РА» «Качество управления закупками в государственных корпорациях и компаниях с государственным участием». Они лучше других госкомпаний исполняют требования федерального законодательства, регулирующего закупки, и соответствуют лучшим бизнес-практикам в области их организации.

В рейтинг, подготовленный по заказу Национальной ассоциации институтов закупки (НАИЗ), вошли 16 крупнейших государственных компаний и госкорпораций (нижний порог отсечения по годовой выручке составил 25 млрд руб.). Их совокупные закупки в 2012 г. превысили 3,5 трлн руб. Это приблизительно 5,6% ВВП России или 20% от всех регулируемых закупок государственных заказчиков (федерального, региональных и муниципальных бюджетов), а также госкомпаний за прошлый год.

Участники рейтинга оценивались по следующим показателям: соответствию системы закупок требованиям законодательства и базовым принципам организации бизнес-процессов в этой области; информационной прозрачности компаний; качеству системы анонсирования закупок и исполнению их опуб­ликованного годового плана. Кроме того, учитывалось использование антикоррупционных механизмов.

В результате именно энергетические компании (ГК «Рос­атом», ОАО «РусГидро», ОАО «ФСК ЕЭС» и ОАО «Холдинг МРСК») возглавили рейтинг качества управления закупочной деятельностью. По оценке аналитиков агентства, такое широкое представительство энергокомпаний во многом связано с деятельностью, проводившейся еще в ходе реформы РАО «ЕЭС России», направленной на разработку нормативной базы и внедрение лучших практик корпоративного управления закупочной деятельностью. Кроме того, эти компании в последние годы наиболее активно занимались внедрением передовых бизнес-процедур в области управления закупками.

Вместе с тем в ходе исследования были выявлены наиболее распространенные проблемы в организации закупок госкомпаний. Речь идет о плохой работе системы долгосрочного анонсирования закупок и невысокой информативности их публикуемых годовых планов.

Еще одна проблема связана с недостаточно широким использованием конкурентных видов закупок. «Данные компании либо не рассматривают конкурентные закупки как основной способ удовлетворения своих потребностей, либо не в состоя­нии организовать их на должном уровне», — подчеркивает ведущий аналитик отдела промышленной политики «Эксперт РА» Дмитрий Миндич.

«После вступления в силу Федерального закона № 223, который регулирует данную отрасль, появились единые типовые требования к системам закупок гос­компаний, — считает исполнительный директор НАИЗ Георгий Сухадольский. — Вместе с тем остро стоит вопрос выявления и выработки наилучшей практики закупок, не просто исходя из критерия их прозрачности (транспарентности), а с целью построения системы управления закупками в компаниях, ориентированной на максимальную эффективность».

Результаты рейтинга качества управления закупочной деятельностью в госкомпаниях

Компания

Рейтинговый функционал

Рейтинговый класс, соответствующий рейтинговому функционалу

1

ГК «Росатом»

4,73

Компании с высоким качеством управления закупочной деятельностью

2

ОАО «РусГидро»

4,24


3

ОАО «ФСК ЕЭС»

4,20


4

ОАО «Холдинг МРСК»

3,92


5

ОАО «РЖД»

3,49

Компании с удовлетворительным качеством управления закупочной деятельностью

6

ОАО «Газпром» и Группа «Газпром»

3,27


7

ОАО «Ростелеком»

3,24


8

АК «АЛРОСА»

2,94


9

ФГУП «Почта России»

2,48

Компании с приемлемым качеством управления закупочной деятельностью

10-11

ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»

2,46



ОАО «Корпорация «Московский институт теплотехники»

2,46


12

АК «Транснефть»

2,26


Источник: НАИЗ, «Эксперт РА»