Энергетические предприятия заняли самые высокие позиции в рейтинге «Эксперта РА» «Качество управления закупками в государственных корпорациях и компаниях с государственным участием». Они лучше других госкомпаний исполняют требования федерального законодательства, регулирующего закупки, и соответствуют лучшим бизнес-практикам в области их организации.
В рейтинг, подготовленный по заказу Национальной ассоциации институтов закупки (НАИЗ), вошли 16 крупнейших государственных компаний и госкорпораций (нижний порог отсечения по годовой выручке составил 25 млрд руб.). Их совокупные закупки в 2012 г. превысили 3,5 трлн руб. Это приблизительно 5,6% ВВП России или 20% от всех регулируемых закупок государственных заказчиков (федерального, региональных и муниципальных бюджетов), а также госкомпаний за прошлый год.
Участники рейтинга оценивались по следующим показателям: соответствию системы закупок требованиям законодательства и базовым принципам организации бизнес-процессов в этой области; информационной прозрачности компаний; качеству системы анонсирования закупок и исполнению их опубликованного годового плана. Кроме того, учитывалось использование антикоррупционных механизмов.
В результате именно энергетические компании (ГК «Росатом», ОАО «РусГидро», ОАО «ФСК ЕЭС» и ОАО «Холдинг МРСК») возглавили рейтинг качества управления закупочной деятельностью. По оценке аналитиков агентства, такое широкое представительство энергокомпаний во многом связано с деятельностью, проводившейся еще в ходе реформы РАО «ЕЭС России», направленной на разработку нормативной базы и внедрение лучших практик корпоративного управления закупочной деятельностью. Кроме того, эти компании в последние годы наиболее активно занимались внедрением передовых бизнес-процедур в области управления закупками.
Вместе с тем в ходе исследования были выявлены наиболее распространенные проблемы в организации закупок госкомпаний. Речь идет о плохой работе системы долгосрочного анонсирования закупок и невысокой информативности их публикуемых годовых планов.
Еще одна проблема связана с недостаточно широким использованием конкурентных видов закупок. «Данные компании либо не рассматривают конкурентные закупки как основной способ удовлетворения своих потребностей, либо не в состоянии организовать их на должном уровне», — подчеркивает ведущий аналитик отдела промышленной политики «Эксперт РА» Дмитрий Миндич.
«После вступления в силу Федерального закона № 223, который регулирует данную отрасль, появились единые типовые требования к системам закупок госкомпаний, — считает исполнительный директор НАИЗ Георгий Сухадольский. — Вместе с тем остро стоит вопрос выявления и выработки наилучшей практики закупок, не просто исходя из критерия их прозрачности (транспарентности), а с целью построения системы управления закупками в компаниях, ориентированной на максимальную эффективность».
Результаты рейтинга качества управления закупочной деятельностью в госкомпаниях
№ |
Компания |
Рейтинговый функционал |
Рейтинговый класс, соответствующий рейтинговому функционалу |
1 |
ГК «Росатом» |
4,73 |
Компании с высоким качеством управления закупочной деятельностью |
2 |
ОАО «РусГидро» |
4,24 |
|
3 |
ОАО «ФСК ЕЭС» |
4,20 |
|
4 |
ОАО «Холдинг МРСК» |
3,92 |
|
5 |
ОАО «РЖД» |
3,49 |
Компании с удовлетворительным качеством управления закупочной деятельностью |
6 |
ОАО «Газпром» и Группа «Газпром» |
3,27 |
|
7 |
ОАО «Ростелеком» |
3,24 |
|
8 |
АК «АЛРОСА» |
2,94 |
|
9 |
ФГУП «Почта России» |
2,48 |
Компании с приемлемым качеством управления закупочной деятельностью |
10-11 |
ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» |
2,46 |
|
|
ОАО «Корпорация «Московский институт теплотехники» |
2,46 |
|
12 |
АК «Транснефть» |
2,26 |
|
Источник: НАИЗ, «Эксперт РА»