Каждый из учредителей ООО имеет право это общество покинуть, даже не продавая свою долю «на сторону», а просто передав ее обществу. Кроме того, участники могут по той или иной причине принять решение об исключении своего коллеги из ООО. В этом случае доля учредителя также перейдет к обществу. Законодатели четко зафиксировали правила такого перехода, а также дальнейшую судьбу доли. А вот с налоговыми последствиями данных операций все не так просто.
Откуда у общества берется доля
Полностью оплаченная доля одного из участников может перейти к обществу, например, при добровольном выходе участника из ООО либо при его исключении из числа учредителей. Для начала остановимся на процедурных моментах каждого из названных вариантов, а потом опишем налоговые последствия. Обратите внимание: налоговые последствия не зависят от причины, по которой участник покинул общество.
Итак, для того чтобы выйти из ООО, участник должен написать соответствующее заявление и передать его руководителю общества. Правда, удовлетворено такое заявление будет, только если соблюдены некоторые условия. Во-первых, согласно ст. 26 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон об ООО) участник вправе выйти из общества в любое время, независимо от согласия как других участников общества, так и самого ООО, только если это предусмотрено уставом общества. Соответственно, если в уставе такого положения не окажется, то для выхода придется заручиться предварительным согласием других участников (п. 21 письма Президиума ВАС РФ от 30.03.2010 № 135), а к заявлению приложить документы, подтверждающие наличие такого согласия.
Во-вторых, законодательство предусматривает случаи, когда участник не вправе покинуть общество, даже если это разрешено уставом (ст. 26 Закона об ООО). Так, из ООО не может выйти единственный участник. Под запретом и ситуация, когда речь идет о «групповом выходе», в результате которого в обществе никого не останется.
Если все условности соблюдены, то с момента получения обществом письменного заявления участника его доля переходит к обществу. А участник получает право на выплату ему действительной стоимости доли.
Похожая ситуация и с исключением участника. В статье 10 Закона об ООО говорится, что требовать исключения участника можно только в двух случаях. Первый — учредитель грубо нарушает свои обязанности. Второй — участник своими действиями или бездействием делает невозможной деятельность компании или существенно ее затрудняет. При этом решение об исключении принимает не само общество, а арбитражный суд. Обратиться в суд с таким требованием могут другие участники (или участник) этого ООО при условии, что в совокупности доля тех, кто подает заявление, превышает 10%. Соответственно, в данном случае доля перейдет к обществу только в тот момент, когда вступит в законную силу решение суда об исключении участника. И в этот же момент у исключенного учредителя появится право на получение от общества стоимости его доли.
Налогообложение у ООО
С основаниями появления у ООО доли участника мы разобрались. Какие же налоговые последствия возникнут у компании и бывшего учредителя при выплате ему доли? Начнем с общества.
НДС
В рассматриваемой ситуации говорить об уплате обществом НДС можно, только если выплата учредителю его доли производится не деньгами, а имуществом. Тогда на разницу между стоимостью переданного бывшему участнику имущества и его первоначальным взносом в уставный капитал нужно будет начислить НДС. Такой вывод следует из ст. 39 НК РФ, где сказано, что реализацией не является только та передача имущества, которая происходит в рамках первоначального взноса. Соответственно, все, что сверх этого взноса, будет признаваться реализацией и попадать под обложение НДС.
Напомним, что при передаче имущества база по НДС определяется как стоимость этого имущества, исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 105.3 НК РФ. Проще говоря, за основу берется рыночная стоимость имущества. Поэтому лучше, если такая стоимость будет подтверждена заключением независимого оценщика.
И еще один нюанс, о котором следует помнить, если решено удовлетворить просьбу участника о выплате доли не деньгами, а имуществом. Как мы уже отметили, передача имущества участнику в пределах первоначального взноса не облагается НДС. А значит, придется восстановить сумму налога по этому имуществу, если он ранее был принят к вычету (п. 3 ст. 170 НК РФ).
Налог на прибыль
Поскольку ст. 23 Закона об ООО требует, чтобы стоимость доли выбывающему участнику выплачивалась за счет разницы между стоимостью чистых активов общества и размером уставного капитала, при налогообложении прибыли стоимость доли учесть нельзя (п. 1 ст. 270 НК РФ). Кроме того, такие расходы не связаны с деятельностью компании, направленной на получение дохода (ст. 252 НК РФ).
Налогообложение у участников
Теперь разберемся, какие налоговые последствия возникнут у выбывших участников ООО, которым общество выплачивает долю.
Если долю получает физическое лицо…
Пункт 17.2 ст. 217 НК РФ ставит уплату НДФЛ в зависимость от срока непрерывного владения долей. Если этот срок превышает пять лет, то НДФЛ не возникает. Если же срок владения менее пяти лет, то никаких исключений для инвестиционных доходов Налоговый кодекс не делает. И вся сумма, выплачиваемая выходящему сотруднику, должна включаться в налоговую базу. Соответственно, у организации возникает обязанность удержать с этой суммы НДФЛ.
Обратите внимание, что налоговый вычет в размере документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением доли, предусмотренный абз. 2 подп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ, в данном случае применить нельзя. Дело в том, что в этой норме идет речь о продаже доли. Следовательно, возможность применения вычетов при получении дохода в виде действительной стоимости доли при выходе участника из общества НК РФ не предусмотрена. В такой ситуации организация является налоговым агентом. На это указывают специалисты Минфина России в письме от 21.06.2010 № 03-04-06/2-126.
...или организация
Рассмотрим теперь ситуацию, когда вышедший участник — организация. Здесь появляются вопросы, связанные с НДС и налогом на прибыль в отношении полученной стоимости доли.
Как мы уже упоминали, у общества обязанность начислить и уплатить в бюджет НДС может возникнуть только в случае, когда выплата доли производится не деньгами, а имуществом. Объект обложения НДС будет, если стоимость этого имущества превышает первоначальный взнос. Но права на вычет у получающей стороны в данном случае не возникает, так как налог ей к оплате не предъявляется (ст. 168 и 171 НК РФ).
Что касается дохода по налогу на прибыль, то в пределах первоначального взноса сумма, полученная при выходе, доходом не признается на основании подп. 4 п. 1 ст. 251 НК РФ. Ну а все, что сверх этого, будет формировать доход у бывшего участника — организации.
Дальнейшая судьба доли
Итак, с появлением у ООО «бесхозной» доли мы разобрались. Что же происходит с этой долей дальше? Ответ на этот вопрос также находится в Законе об ООО. Согласно ст. 24 этого закона судьбу доли, принадлежащей обществу, должно решить общее собрание участников. При этом на принятие решения закон отводит один год с момента перехода доли к обществу. Есть три варианта.
1. Распределить долю между оставшимися участниками общества пропорционально их долям в уставном капитале.
2. Продать долю. В зависимости от формулировок устава ООО покупателями могут выступать как участники общества (один или несколько), так и третьи лица.
3. Уменьшить уставный капитал общества на стоимость доли (то есть фактически ликвидировать долю).
Остановимся подробнее на налоговых последствиях каждого из вариантов.
Распределение доли — доход?
Начнем с распределения доли между участниками. В этом случае сами участники никаких дополнительных выплат в пользу общества не делают, а их доля в ООО пропорционально увеличивается.
Например, если в ООО было три участника с долями по 1/3 каждый (в стоимостном выражении, например, по 1 млн руб.), то после выхода одного из них и принятия решения о распределении доли каждый из оставшихся участников будет владеть половиной ООО. При этом стоимость доли также вырастет, поскольку изменений в уставном капитале не производится. То есть в стоимостном выражении доля каждого составит уже 1,5 млн руб.
Таким образом, налицо признаки безвозмездной передачи: участники получают имущественное право (долю) без какого-то встречного представления — со всеми вытекающими налоговыми последствиями. Однако имеется ли такая передача в действительности? Давайте разбираться.
Если участники — юридические лица
Увеличение стоимости доли в ООО участника — юридического лица за счет распределения «бесхозной» доли, по мнению Минфина России, влечет возникновение внереализационного дохода (см., например, письмо от 09.11.2011 № 03-03-06/1/732). Однако существуют иные подходы, обосновывающие возможность исключения стоимости распределенной доли из внереализационного дохода.
Так, во-первых, в пользу того, что данные суммы не облагаются налогом на прибыль, можно привести формулировку п. 1 ст. 250 НК РФ. В нем говорится, что доходы, направляемые на оплату дополнительных долей, размещаемых среди участников организации, внереализационным не признаются. А именно это и происходит в данной ситуации. Правда, в качестве контрагумента налоговики здесь могут привести тот факт, что как таковые «доходы» в данном случае никуда не «направляются». Поэтому применение данной нормы может привести к конфликту с налоговыми органами.
Но есть и второй аргумент против уплаты налога, и он куда весомей. Так, суды неоднократно признавали, что при распределении доли выбывшего участника можно применять правила подп. 15 п. 1 ст. 251 НК РФ, который освобождает от налога на прибыль доходы в виде стоимости дополнительно полученных организацией-акционером акций, распределенных между акционерами по решению общего собрания пропорционально количеству принадлежащих им акций, либо разницы между номинальной стоимостью новых акций, полученных взамен первоначальных, и номинальной стоимостью первоначальных акций акционера при распределении между акционерами акций при увеличении уставного капитала АО (без изменения доли участия акционера в АО).
Суды, со ссылкой на ст. 3 НК РФ, указывают, что, исходя из принципа равенства и недискриминационного характера налогообложения, эти же правила должны применяться и при распределении долей в ООО (см., например, постановление ФАС Поволжского округа от 16.02.2009 № А65-11409/2006).
Если участники — физические лица
Схожим образом обстоит ситуация и в тех случаях, когда доля распределяется между участниками — физическими лицами. Минфин России и в этой ситуации настаивает на том, что в таком случае у участника возникает доход в натуральной форме. При этом размер дохода определяется исходя из стоимости, выплаченной вышедшему участнику (письмо Минфина России от 15.03.2013 № 03-04-06/8031).
Логика финансистов в данном случае понятна — доля в ООО по своей сути представляет имущественное право. Часть этой доли переходит к участнику безвозмездно, поскольку общество оплатило эту долю вышедшему участнику и передало ее оставшимся. В итоге налицо доход в натуральной форме.
При этом финансовое ведомство отметает и невозможность применения в данной ситуации п. 19 ст. 217 НК РФ, освобождающего от НДФЛ доходы, полученные от акционерных обществ или других организаций акционерами этих обществ или участниками других организаций в результате переоценки основных фондов (средств).
Дело в том, что в данном случае увеличение стоимости доли участников общества производится за счет распределения доли выбывшего участника, а не в результате переоценки основных фондов (средств). Поэтому, отмечают специалисты Минфина России, положения п. 19 ст. 217 НК РФ в данном случае не применяются (письмо от 25.10.2007 № 03-04-06-01/360).
На наш взгляд, в данной ситуации можно оспорить сам факт возникновения налогооблагаемого дохода. Ведь доход, согласно ст. 41 НК РФ, это не что иное, как экономическая выгода. Эта выгода может быть как в денежной, так и в натуральной форме, а объектом обложения она становится в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и которая определяется в соответствии с главой 23 НК РФ.
Делая свои выводы, специалисты Минфина России исходят из того, что доход есть, и речь идет лишь о его квалификации как подлежащего обложению НДФЛ или освобождаемого от такого обложения в соответствии с главой 23 НК РФ. Тогда как, на наш взгляд, в данном случае не возникает самого дохода. И вот почему.
В момент распределения доли никакой экономической выгоды у участника не будет. Ведь наличие у него доли в ООО означает лишь, что этот участник имеет в том числе право на получение дивидендов, а также стоимости доли при выбытии из ООО. То есть наличие доли дает лишь гипотетическое право на получение дохода. Действительная же экономическая выгода у владельца доли появится лишь тогда, когда общество выплатит ему дивиденды или стоимость доли.
Таким образом, на наш взгляд, увеличение номинальной стоимости доли само по себе не влечет для участника общества появление экономической выгоды. А значит, не влечет появления дохода и как следствие — обязанности по уплате НДФЛ.
Есть и еще один аргумент в пользу того, что налог уплачивать не нужно. Согласно ст. 211 НК РФ в натуральной форме могут быть получены товары (работы, услуги), иное имущество. Доля в уставном капитале, как мы уже упоминали, является имущественным правом. А согласно п. 2 ст. 38 НК РФ имущественные права в целях налогообложения не относятся к имуществу. Таким образом, получение доли в ООО нельзя считать доходом в натуральной форме.
Продажа доли
Перейдем теперь к продаже доли. Вопросы с налогообложением здесь возникают в случае, когда цена продажи меньше, чем сумма, выплаченная выбывшему участнику. Или, говоря другими словами, при продаже доли по цене ниже номинальной. В этом случае покупатели — юридические лица могут получить от налоговой инспекции требование включить разницу между ценой продажи и номинальной стоимостью доли в доходы. Противопоставить такому требованию можно следующее. В рассматриваемой ситуации речь не может идти о безвозмездном получении имущественного права, поскольку доля была оплачена получателем по согласованной цене (п. 2 ст. 248 НК РФ).
Поэтому у инспекции остается единственная возможность доначислить налог в данной ситуации — это оспорить саму сделку в связи с тем, что она заключена не по рыночной цене. Сделать это инспекция может, если речь идет о взаимозависимых лицах (а общество и его участник как раз таковыми и являются). Однако доначислить налог инспекция вправе, только если докажет, что цена действительно не соответствует рыночной. Для этого налоговикам нужно взять за основу подобную сделку с независимым лицом (п. 2 ст. 105.3 НК РФ). Парадокс же данной ситуации состоит в том, что любая сделка по продаже доли всегда будет совершена между взаимозависимыми лицами. Ведь, покупая долю в ООО, даже стороннее лицо становится с этим обществом взаимозависимым. Таким образом, на наш взгляд, шанс доначисления налога в данной ситуации практически равен нулю.
Схожая ситуация получается и при продаже доли по цене ниже номинальной физическому лицу. Тут речь не может идти о доходе в натуральной форме, поскольку оплата все же производится. С точки зрения главы 23 НК РФ это может быть доход в виде материальной выгоды — приобретение доли по сниженной цене у взаимозависимого лица. Однако в подп. 2 п. 1 ст. 212 НК РФ говорится лишь о товарах, работах или услугах. Реализация же имущественного права под действие этой нормы не подпадает (письмо Минфина 19.01.2009 № 03-04-05-01/15).
Кроме того, в данной ситуации применима та же логика относительно невозможности определения рыночной цены, что и в случае с налогом на прибыль.
А теперь посмотрим, какие налоговые последствия будут у самого общества. Как уже упоминалось, доля в ООО — это имущественное право. Согласно п. 1 ст. 249 НК РФ доходы от реализации имущественных прав включаются в выручку в целях налогообложения прибыли. При этом надо учитывать, что реализацию обществом полностью оплаченной доли, ранее выкупленной у участника, нельзя рассматривать как операцию по внесению имущества в уставный капитал этого общества (письмо Минфина России от 28.01.2011 № 03-03-06/1/32). Поэтому доход общества от реализации такой доли будет формироваться в общем порядке, с учетом правил ст. 268 НК РФ. Проще говоря, доход от реализации доли будет уменьшен на сумму, выплаченную вышедшему участнику.
Погашение доли
Если доля, перешедшая к обществу от выбывшего участника, не будет распределена между участниками или продана в установленный срок, она должна быть погашена. В данном случае размер уставного капитала ООО уменьшается на величину номинальной стоимости этой доли (п. 5 ст. 24 Закона об ООО). Каких-либо особых налоговых последствий как для участников, так и для самого общества данная операция не несет. Так, доход согласно п. 16 ст. 250 НК РФ может возникать, только если уставный капитал уменьшается без выплаты в пользу участников. В нашем случае такая выплата была произведена в адрес выбывшего участника. Значит, дохода у ООО возникать не будет.
О каком-либо доходе участников в данном случае говорить тоже не приходится — у них уменьшилось имущественное право. И такое уменьшение расходом также не является.