Поставленную перед правительством задачу увеличения доли занятости населения в секторе МСБ до 50% к 2020 г. возможно будет достичь только посредством значительных изменений в экономической политике государства, считают 39% представителей бизнеса, опрошенные РА «Эксперт». Причем подавляющее большинство опрошенных полагают, что эта задача неосуществима. Эти данные подтверждают аналитики Национальной ассоциации институтов закупок, которые обнаружили, что две трети госзакупок проходят с признаками ограничения конкуренции.
Большинство участников опроса РА «Эксперт» (53%) считают наиболее острой среди мешающих развитию среднего бизнеса проблем действия органов власти (налоговых органов, таможни, различных проверяющих структур). При этом недостаток кредитных ресурсов либо их слишком высокую стоимость среди наиболее острых проблем отмечают лишь около десятой части представителей среднего предпринимательского слоя.
Несмотря на прямо прописанные в законе преференции среднему бизнесу при участии в госзакупках, 40% опрошенных не участвуют в конкурсах на поставку товаров и услуг, закупаемых бюджетами всех уровней, компаниями с госучастием и естественными монополиями. При этом лишь 5% участников опроса заметили облегчение доступа среднего бизнеса к госзакупкам, вдвое больше опрошенных, напротив, считают, что этот доступ усложнился, а 45% либо не замечают особых изменений в данной сфере, либо считают их незначительными.
Безрадостную картину вытеснения среднего бизнеса из сферы госзакупок подтверждают результаты мониторинга Национальной ассоциации институтов закупок. Ее аналитики снова обнаружили, что две трети сверхдорогих госзакупок проходят с признаками ограничения конкуренции.
НАИЗ подвела итоги мониторинга госзакупок на сумму свыше 1 млрд руб., размещенных на Общероссийском официальном сайте РФ (zakupki.gov.ru) в январе — апреле 2013 г. Всего на стадии общественного обсуждения было рассмотрено 42 закупки.
По сравнению с 2012 г. заказчики стали готовить документацию гораздо качественнее и избегать прямых нарушений законодательства. В то же время в большинстве закупок — 28 из 42 проанализированных — по-прежнему встречаются признаки ограничения конкуренции. В одной торговой процедуре могло встречаться сразу несколько подобных признаков.
Самым популярным способом ограничения стало размещение не всех необходимых документов. Полный пакет документов заказчики не разместили в 16 случаях. При этом большинство из них после замечаний либо добавили недостающую документацию, либо отменили закупку и разместили ее заново со всеми необходимыми документами.
Ярким примером является Федеральное казенное учреждение «Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России Федерального дорожного агентства». Данный заказчик в каждой своей процедуре вывешивал неполный комплект документации. После того как эксперты НАИЗ обращали внимание на недочеты, заказчик вывешивал на ООС недостающую документацию либо отменял аукцион и объявлял новый с учетом поправок.
В восьми случаях начальная (максимальная) цена контракта определена формально: в документации либо вообще отсутствовали источники ее расчета, либо заказчик опирался на данные лишь одного поставщика, что трактуется ФАС как нарушение ст. 19 ч. 1 Федерального закона № 94-ФЗ.
В пяти случаях заказчик некорректно указывал классификационный код продукции, не соответствующий предмету закупки, что затрудняет поиск информации о торгах на официальном сайте.
В трех случаях документация была неоправданно разбита на множество архивов. Например, ФКУ «Управление автомобильной магистрали Москва — Архангельск Федерального дорожного агентства» разместило документацию, разбитую на 280 архивов.
Также в трех случаях документация была размещена с нарушением сроков, установленных Федеральным законом № 94-ФЗ. В общем, у российских чиновников остается немало приемов, с помощью которых они оттесняют средний бизнес от госзакупок.