В четверг, 16 мая, Кабинет министров принял за основу умеренно-оптимистичный вариант прогноза социально-экономического развития России на 2014—2016 гг., то есть предпочел, как и предполагалось, среднее значение.
В соответствии с принятым сценарием ВВП страны в 2014 г. вырастет на 3,7%, в 2015 — на 4,1%, в 2016 — на 4,2%.
Накануне заседания поступали самые противоречивые оценки ситуации от разных экспертов. Из Минэкономразвития, понятно, шли больше данные, доказывающие необходимость пожертвовать накоплениями ради некоего стимулирования экономики (накачки ее деньгами). Из Минфина, соответственно, доносились тревожные сообщения про то, что инфляция опять вот-вот начнет свирепствовать, если запустить печатный станок, и в этом году она может запросто превысить 6%. Независимая ВШЭ объявила о начале рецессии в стране, так как два квартала подряд нет роста в базовых отраслях нашей экономики.
На этом фоне строились догадки, какой из представленных сценариев развития изберет правительство. Если форсированный — то как бы дается отмашка на впрыск денег, если консервативный — то прижимистость ставится во главу угла. Конечно, выбрали средний вариант, позволяющий продолжить увлекательные дебаты сторонников и противников печати новых денег и ускоренной траты старых запасов.
Еще накануне заседания участились разговоры о том, что медведевский кабинет нынче неугоден уже Кремлю. В числе прочих аргументов приводились такие: мол, глядите, как забыты все прежние идеи Дмитрия Медведева, вот и слова «модернизация» и «инновации» просто исчезли из нашего лексикона.
Председатель правительства Д. Медведев в четверг, 16 мая, отреагировал на эти обвинения.
«Независимо от того, какой сценарий станет реальным, мы продолжим курс на улучшение инвестиционного климата, на повышение конкурентоспособности наших предприятий, на поддержку высокотехнологичных секторов и внедрение инноваций», — сказал Д. Медведев перед заседанием.
Еще добавил про то, что при любом сценарии «мы должны обеспечить модернизацию социальной сферы и систему улучшения в образовании, здравоохранении и науке». Таким образом, прозвучало слово «модернизация», ИТАР ТАСС не цитировало слово «инновации», но все-таки было сказано нечто про науку. Это уже подвижка после многомесячного непроизнесения подобных слов.
Премьер особо отметил и задачу по снижению тарифов естественных монополий. «Ожидаемый рост тарифов инфраструктурных компаний — это и газ, и электроэнергия, и железная дорога, — соответствуют ранее принятым решениям правительства. Но хотел бы обратить особое внимание и Минэкономразвития, и других ведомств на то, что и в поручении президента, и в последующем поручении правительства говорится о необходимости удержания роста и снижении тарифов на товары и услуги естественных монополий», — сказал Д. Медведев.
Подробности поступили от замглавы Минэкономразвития Андрея Клепача. «В 2013 г. мы не меняем тех параметров роста тарифов, которые правительство утвердило ранее. Мы исходим из того, что сейчас вопрос будет проработан и, скорее всего, динамика тарифов на 2014—2016 гг. существенно скорректируется», — цитирует Клепача РИА «Новости».
А. Клепач поспешил успокоить общественность по поводу предрекаемой рецессии, которую теперь МЭР считает маловероятной.
В итоге как бы реабилитировано слово «модернизация». Зато, кажется, выходят из лексического оборота власти пассажи про рост экономики в 5—6%. Однако окончательный вердикт по вопросу про 5% может вынести только президент лично.