Банковское сообщество поражено случившимся в среду, 15 мая, — полиция ворвалась в офис Росбанка на улице Маши Порываевой и показательно, с поличным задержала председателя правления этого банка Владимира Голубкова.
По данным «Интерфакса», к раннему утру четверга было возбуждено и уголовное дело по статье «коммерческий подкуп». Теперь банкиру грозит либо гигантский штраф до 200 млн руб., либо лишение свободы максимум на четыре года плюс штраф до 100 млн руб. (сумма штрафа исчисляется как многократно увеличенный размер подкупа).
Главный вопрос, который обсуждали знакомые банкиры в разговоре с корреспондентом «Экономики и жизни», — действительно ли предправления Голубков мог захотеть получить относительно небольшой (в сравнении с его годовой компенсацией) откат за крупный кредит либо эту историю организовал какой-то его недоброжелатель?
Один из банкиров, владелец небольшого банка, обращает внимание на следующее несоответствие фактов: обычно полицейские стараются держать в тайне если не свои операции, то уж по крайней мере своих информаторов; в случае же с В. Голубковым как-то подозрительно быстро стали известны и все подробности дела, и имя заявителя.
Топ-менеджер крупного банка, участвующего в коммерческих отношениях с Росбанком, удивляется другому обстоятельству: 80 млн долл., об откате за которые полиция задержала предправления, — это крупный кредит даже для Росбанка, вряд ли решение о такой сумме Голубков мог принять целиком самостоятельно, без согласования, например, с французскими владельцами Росбанка. Во всяком случае, подчеркивает он, риск для Голубкова быть разоблаченным был очень велик. Да и, заключает он, в банковском сообществе не было данных о том, что в Росбанке процветают откаты.
Возможно, предполагает третий банкир, высокопоставленный сотрудник госбанка, причина происшедшего — качество залога по кредиту. Если выяснилось, что оно недостойное, но была надежда, что заемщик все-таки расплатится, то формальных оснований для продления срока кредитного договора не было, а человеческие — были.
Вся карьера В. Голубкова связана с Росбанком: он пришел туда на работу вскоре после окончания института (Финансовой академии) в 1999 г., уже в 2001 г. стал зампредом правления, а с 2008 г. работает председателем правления.
Росбанк, прежде бывший в собственности Михаила Прохорова и Владимира Потанина, сейчас более чем на 82% принадлежит французскому Societe Generale, еще около 10% капитала у группы ВТБ, свыше 6% осталось у Потанина.