Анализ потребительских расходов россиян, проведенный исследовательским холдингом «Ромир», показал, что в апреле россияне сэкономили во время Великого Поста на еде. В то же время граждане потратились на подготовку к дачному сезону.
По данным «Ромира», номинальные расходы россиян на приобретение продуктов питания и товаров повседневного спроса в апреле 2013 г. снизились по сравнению с мартом на 3,5%. Причины три. Во-первых, апрель банально короче марта на один день. Во-вторых, в апреле (особенно если он теплый) начинается сезонное снижение покупательской активности на рынках продуктов питания. В-третьих, на большую часть апреля приходится время Великого Поста. В этом году Пост захватил весь апрель целиком.
Кстати, согласно результатам других исследований «Ромира», около 15% россиян в той или иной степени соблюдали пищевые ограничения, связанные с Великим Постом. То есть данные потребительской панели еще раз подтвердили заявления респондентов. В 2008 г. апрельское снижение (к марту) составило почти 10%. В 2010 и 2011 гг. — по 5%.
По сравнению с апрелем 2012 г. рост номинальных расходов составил 16%, обогнав инфляцию более чем на восемь процентных пунктов (в два раза). За пять лет (с апреля 2008 г.) номинальный рост расходов составил 135% (2,35 раза); реальный — более 50% (1,5 раза).
«Половина реального роста повседневного потребления объясняется увеличением физических объемов домашнего потребления продуктов питания и товаров повседневного спроса. Вторая половина — изменением структуры потребления в сторону увеличения весов более дорогих (и воспринимаемых как более „качественные“) продуктов и товаров», — пояснили аналитики.
В структуре распределения расходов между продуктами питания и непродовольственными товарами повседневного спроса в апреле произошли существенные изменения. С 66 до 57% снизилась доля продуктов питания, и с 34 до 43% выросла доля непродовольственных товаров. С учетом изменения структуры потребления можно сказать, что потребление продуктов питания в апреле (по сравнению с мартом) снизилось на 16,7% в номинальном выражении. Зато на 22% выросло потребление непродовольственных товаров повседневного спроса, что свидетельствует о начале традиционной подготовки к «дачно-ремонтному» сезону.