Статистика внешней торговли отразила ожидаемое падение в I квартале российского экспорта и тоже предсказуемый рост импорта. Однако в марте и импорт в годовом выражении впервые в этом году сократился. Это еще один плохой сигнал о положении дел в отечественной экономике. Впрочем, таможня обнадежила апрельскими данными о поставках из дальнего зарубежья. Другой вопрос, как это скажется на сальдо торгового баланса, если экспорт продолжит падение.
По данным таможенной статистики (с учетом взаимной торговли с Беларусью и Казахстаном), в I квартале 2013 г. внешнеторговый оборот России составил 194,8 млрд долл. США и по сравнению с январем — мартом 2012 г. снизился на 2,6%. Со странами дальнего зарубежья внешнеторговый оборот составил 170 млрд долл., со странами СНГ — 24,8 млрд.
Сальдо торгового баланса сложилось положительное в размере 54 млрд долл., что на 8,6 млрд, или на 13,7%, меньше, чем в январе — марте 2012 г. В частности, в торговле с дальним зарубежьем сальдо равнялось 46,3 млрд долл. (снижение на 7,4 млрд), со странами СНГ — 7,7 млрд долл. (меньше на 1,2 млрд).
Российский экспорт в январе — марте составил 124,4 млрд долл. и в годовом сопоставлении снизился на 5,2%. В общем объеме экспорта на долю стран дальнего зарубежья пришлось 86,9%, на долю Содружества — 13,1%.
Импорт России в I квартале этого года составил 70,4 млрд долл., с увеличением к январю — марту 2012 г. на 2,5%. В общем объеме импорта страны дальнего зарубежья заняли 87,8%, страны СНГ — 12,2%.
Сокращение экспорта и рост импорта по итогам I квартала были ожидаемы — поставки за рубеж российских товаров в годовом выражении сокращались с ускорением из месяца в месяц (с –3,2% в январе до –6,4% в марте), закупки за рубежом в марте тоже сократились год к году на 4%, но до этого был создан довольно прочный задел ростом на 11% в январе и на 3,5% в — в феврале.
Обнародованные Центробанком 14 мая данные о внешней торговле по методологии платежного баланса выглядят живее, чем у таможни — экспорт за квартал снизился меньше (–4,9%), а импорт подрос выше (+3,4%). Однако и в статистике ЦБ импорт в марте в годовом сопоставлении сократился (–2,1%).
Последнее обстоятельство лишний раз подчеркивает неважный вектор в развитии нашей экономики — в стоимостном выражении половину закупок за рубежом составляют инвестиционные товары, продукция машиностроения. Можно заметить, что даже в марте импорт из стран дальнего зарубежья, где такие товары в основном мы и закупаем, он подрос на 0,5%. Но что касается машиностроительной продукции, то ранее ФТС сообщала, что именно по ней в марте произошло самое большое сокращение импорта из дальнего зарубежья — на 2,1%. Тогда, правда, прирост импорта оттуда назывался меньший — 0,2%, но вряд ли проведенные досчеты выведут мартовский импорт названной продукции из минуса.
А вот оперативные таможенные данные по импорту из стран дальнего зарубежья за апрель обнадеживают — он вырос в годовом сопоставлении на 8,1%, в частности продукции машиностроения — на 5,9%.