«Федеральный сельсовет» нацеливается спасти аграрную Россию

| статьи | печать

Нынешней весной научное сообщество разработало Дорожную карту развития сельского хозяйства России до 2020 г., а инициативная группа сельских жителей Пермского края, Курганской, Омской, Свердловской и Челябинской областей организовала общественное движение «Федеральный сельсовет». Цель создания научного документа и гражданского формирования одна — спасти российское село.

Без принятия дорожной карты — 2020 40 млн россиян, живущих в сельской местности, будут поставлены на грань выживания, а страна утратит продовольственную безопасность, заявил научный мир на Мос­ковском экономическом форуме. По большинству продуктов сельского хозяйства не достигнут за последние годы уровень производства 90-х гг. прошлого века. Сейчас в 30,5% сельских населенных пунктов проживает менее десяти человек. Заработная плата в аграрной отрасли в два раза отстает от средней по стране, а уровень безработицы на селе почти вдвое выше, чем в среднем по экономике. Ситуация усугубилась со вступ­лением России в ВТО. Государство не выработало адекватных мер, а Евросоюз не только не сократил поддержку крестьян, а даже увеличил ее, распределив по статьям, которые не запрещены ВТО.

Дорожная карта призывает отказаться от ретроспективного планирования достигнутого и перейти к планированию на основе оценки реальных производственных возможностей оте­чественного аграрного сектора и емкости продовольственного рынка. Даже в случае неурожая Россия должна быть независимой от импорта продуктов питания. Для этого предлагается принять три блока мер:

  • развитие внутреннего рынка сбыта;
  • стимулирование производства;
  • развитие экспорта.

Развитие внутреннего рынка сбыта предусматривает:

  • дотации малоимущим гражданам на питание;
  • гарантию минимальных цен на сельскохозяйственную продукцию;
  • введение ограничений на импорт;
  • контроль качества продукции.

Стимулирование производства осуществляется путем:

  • погектарного и поголовного субсидирования;
  • развития системы страхования от неурожая;
  • поощрения коммерческого использования земель;
  • снижения налоговой нагрузки и издержек производства;
  • ясной технологической политики.

Развитие экспорта — это:

  • политика действенного протекционизма в рамках ВТО;
  • экспортное финансирование;
  • запрет введения эмбарго на экспорт сельскохозяйственной продукции;
  • применение бартера при экспорте;
  • помощь голодающим странам.

В оказании помощи малообес­печенным гражданам ничего зазорного нет. В США почти 46 млн американцев, или 22 млн домохозяйств, получают субсидии на продукты питания. На это каждый год тратится 76 млрд долл. Таким образом, 78% аграрного бюджета страны приходится на продовольственную поддержку малообеспеченных граждан.

Хотим жить, а не выживать!

Такой призыв содержится в Обращении к гражданам России, принятом 27 апреля в селе Галкинское Свердловской области на собрании представителей сельских территорий Уральского и Сибирского федеральных округов. Но вначале они задались справедливыми вопросами.

1. Почему в России внутренние цены на бензин и электро­энергию дороже, чем в странах, покупающих нашу нефть?

2. Почему кредиты в России в 3—5 раз дороже, чем в Европе?

3. Почему мы боролись за равные права в ВТО, а разрешенный уровень господдержки российского села оказался в 33 раза меньше, чем в Китае, в 24 раза — чем в Евросоюзе, в 14 раз — чем в Японии, в 5,4 раза — чем в США и в 1,3 раза меньше, чем в крошечной Швейцарии?

4. Почему наши налоги так велики, что выращенное своими руками оказывается дороже, чем купленное у китайских производителей?

5. Почему жителей российских сел лишают элементарных социальных благ, закрывая школы, детские сады, больницы, магазины?

6. Почему доходы сельских жителей в 4—6 раз меньше, чем в среднем у городского населения?

После бурных дебатов посланцы уральцев и сибиряков одоб­рили дорожную карту-2020. Они убеждены, что в России есть все для начала интенсивного развития села. 26 млн сельчан готовы работать по современным технологиям на 132 млн гектаров земель сельскохозяйственного назначения и удовлетворить растущую потребность значительной части мирового рынка в здоровой пище. Но министр сельского хозяйства РФ предлагает отнести 63 региона из 83 в разряд неблагоприятных для ведения сельского хозяйства. Такая инициатива лишает фермеров по всей стране доступа к кредитным ресурсам. А министр обороны РФ выделяет более 100 млрд руб. фабрике «Конкорд» для обеспечения питанием армии — предприятию, которое отказывается от использования отечественных продуктов. И никто не наказан. Настало время объединяться и отстаивать свои интересы общими усилиями, говорится в обращении сельского схода на Урале, участники которого призвали россиян — горожан и сельчан — создать общественную организацию «Федеральный сельсовет». Организацион­ное ее собрание намечено провести в Москве в конце мая.

Местная власть на обочине событий

Собственно, так и должно быть, если даже в проекте Федеральной целевой программы (ФЦП) «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014—2017 гг. и на период до 2020 г.» не упоминаются органы местного самоуправления. А целями ФЦП названы:

  • создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности;
  • активизация участия сельских сообществ в решении вопросов местного значения;
  • формирование позитивного отношения к селу и сельскому образу жизни.

И задачами ФЦП указаны, в частности, повышение уровня социально-инженерного обустройства села и удовлетворение потребностей сельского населения в благоустроенном жилье.

Ровно то, что вменено законом (от 06.10.2003 №131-ФЗ) в компетенцию органов местного значения поселений и муниципальных районов.

Причем ФЦП по устойчивому развитию сельских территорий — составная часть Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013—2020 гг., утвержденной Правительством РФ год назад (постановление № 717 от 14.07.2012). Выходит, что спасать село будут без сельской власти. А может, ее саму надо вначале спас­ти от бесправия, а заодно и от безденежья. Ну, как, к примеру, газифицировать село, а потом содержать сеть в исправном состоянии, если ответственность газовиков заканчивается на отводе к жилому дому? Или проложить водопровод? Понятно, что на деньги граждан, но кто оградит их от уловок фирм-однодневок — монстр «Газпром» или заезжий водоканал? Нет, конечно, только власть шаговой доступности способна защитить местное население от мошенников. Может, будущая общероссийская общественная организация «Федеральный сельсовет» сумеет увязать отраслевые программы с жизненными потребностями территорий.

мнение

Александр Ежевский, министр тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР (1980—1988 гг.)

Разработанный проект «Дорожной карты развития сельского хозяйства» безусловно представляет большой теоретический и практический интерес и полностью соответствует позиции Президента Российской Федерации В.В. Путина, озвученной в рамках обращения к Федеральному Собранию, о необходимости в течение пяти лет отказаться от импорта основных продовольственных ресурсов, а в дальнейшем стать крупнейшим экспортером сельхозпродукции.

Объем финансирования из федерального бюджета ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 — 2017 гг. и на период до 2020 г.», млрд руб.

2013 – 9,0

2014 – 9,0

2015 – 9,0

2016 – 10,6

2017 – 11,9

2018 – 14,2

2019 – 16,5

2020 – 19,2

Источник: Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013—2020 гг.

Основные индикаторы государственной программы

Показатель

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Ввод (приобретение) жилья для сельских жителей, тыс. кв. м

810

701,5

661,8

695,6

729

801,4

881,9

967,6

Уровень газификации домов (квартир), %

53,8

56,1

56,6

57,2

57,8

58,5

59,2

60,1

Обеспеченность сельского населения питьевой водой, %

56,2

58,8

59,2

59,6

60,1

60,0

61,2

61,9

Источник: Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013—2020 гг.