С 2014 г. будет проводиться обязательная экспертиза инвестиционных проектов капитального строительства. Экспертные организации или независимые аудиторы будут проводить публичный технологический и ценовой аудит проектов, прежде чем застройщики получат бюджетные средства на строительство.
Постановлением Правительства РФ от 30.04.2013 № 382 «О проведении публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее — постановление) утверждены Положение о проведении аудита обоих видов (далее — Положение) и изменения, вносимые в акты Правительства РФ. Этот документ вступит в силу 1 января следующего года. Проведение аудита в соответствии с постановлением является обязательным.
В рамках публичного технологического аудита проводится экспертная оценка обоснования выбора решений по созданию объекта капитального строительства на их соответствие лучшим современным строительным технологиям, решениям, материалам и оборудованию. При этом учитываются требования современных технологий производства, необходимые для функционирования такого объекта, и эксплуатационные расходы на реализацию проекта в процессе жизненного цикла. В свою очередь ценовой аудит представляет собой оценку стоимости объекта с учетом результатов предыдущего аудита.
Постановление устанавливает критерии, которыми следует руководствоваться при выборе аудиторской компании:
- опыт проведения экспертной оценки проектов не менее семи лет и не менее пяти проектов стоимостью от 1,5 млрд руб. (подп. «а» п. 10 Положения);
- соответствующие знания законодательства РФ и оцениваемой области, в том числе знание российского строительного рынка, стоимостных характеристик на нем (подп. «б» и «г» п. 10 Положения);
- обязательное участие при проведении аудита обоих видов не менее пяти специалистов с образованием и опытом в соответствующей области не менее пяти лет.
Аудитор — физическое лицо также должен соответствовать ряду требований: иметь соответствующее высшее профессиональное образование, стаж работы не менее пяти лет в области подготовки проектной документации и (или) выполнения инженерных изысканий по направлениям проекта стоимостью от 1,5 млрд руб. или стаж не менее трех лет на соответствующих должностях в организациях, проводящих экспертную оценку в указанной области. У аудитора не должно быть непогашенных или неснятых судимостей. И еще аудитор должен обладать теми же знаниями, что и специалист аудиторской компании, штат экспертов которой и состоит из таких аудиторов.
Перечень таких организаций и независимых аудиторов будет утверждаться Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.
Аудит обоих видов будет проводиться в два этапа. На первом этапе застройщик или заказчик являются заявителями по инвестиционным проектам в отношении объектов капитального строительства, находящихся в собственности организаций, не являющихся ГУ (МУ) или ГУП (МУП). На втором этапе заявителями будут застройщик, технический заказчик или уполномоченное ими лицо. Сметная стоимость объектов капитального строительства, в отношении которых необходимо будет обязательно проводить аудит обоих видов, составляет 8 млрд руб. и более, а с 2015 г. — от 1,5 млрд руб.
Первый этап будет проводиться на стадии подготовки решения о предоставлении средств на реализацию проекта, а также в случае укрупнения проекта, а второй — на стадии утверждения проектной документации в отношении объекта капитального строительства.
За проведение на обоих этапах аудита двух видов по проектам, для которых проектная документация не разработана, нужно будет уплатить не более 0,2 и 0,38% суммарной стоимости ее изготовления и материалов инженерных изысканий аудиторской организации и независимому аудитору соответственно. Когда же проектная документация уже разработана, плата за аудит составит 0,58% от той же стоимости (п. 12 Положения). Плата за проведение аудита обоих видов будет включаться в состав затрат на реализацию инвестиционного проекта (п. 13 Положения).
Глава 2 рассматриваемого Положения устанавливает список документов, необходимых для проведения аудита, в течение трех рабочих дней после их получения эксперты должны будут направлять заявителю проект договора о проведении первого или второго этапов или возвращать все документы без рассмотрения, если они представлены не в полном объеме (п. 16—18, 29 и 30 Положения). Проведение аудита осуществляется в срок, не превышающий 45 дней на первом этапе и 60 дней — на втором. В редких случаях он может быть продлен максимум на 15 дней (п. 19, 32 Положения).
По окончании первого или второго этапов оформляется заключение и сводное заключение соответственно (п. 21 и 34 Положения). При отрицательном заключении заявитель может повторно представить доработанные документы на экспертизу, в этом случае повторно оплачивать услуги аудиторов уже не нужно (п. 22, 37 Положения). Положительное сводное заключение обязательно для утверждения госзаказчиком проектной документации в отношении объекта капитального строительства, создаваемого в рамках инвестиционного проекта (п. 35 Положения).