Среди мер экономической политики, способных стимулировать затухающий рост нашей экономики, многие эксперты называют снижение ставки рефинансирования ЦБ. Представители самого Центробанка и ряд аналитиков считают, что подобный шаг приведет в основном к росту инфляции. Бизнес в реальном секторе экономики, лишенный доступа к кредитам по ставкам ниже уровня рентабельности, все же надеется на смягчение денежно-кредитной политики.
Нынешняя ставка рефинансирования Центробанка (8,25%) действует с сентября прошлого года, и на последнем заседании совета директоров ЦБ, состоявшемся 15 мая, было принято решение оставить ее уровень без изменения. Официальным мотивом такого решения стала оценка инфляционных рисков и перспектив экономического роста.
Между тем данные Росстата за апрель текущего года преподнесли еще один неприятный сюрприз от отечественной экономики. Промышленное производство просело по сравнению с мартом на 5,6%. Поэтому споры вокруг мер стимулирования экономического роста, в частности снижения ставки рефинансирования, явно будут обостряться в ближайшее время.
Ряд экспертов, принявших на этой неделе участие в заседании Экономического клуба ФБК, посвященном этой теме, считают, что снижение ставки рефинансирования не повлияет на рост российской экономики.
Высокий процент коммерческого кредита, по оценке директора департамента стратегического анализа ФБК Игоря Николаева, не относится к числу факторов, в наибольшей степени ограничивающих рост производства. Кроме того, сокращающаяся в последнее время доля банковских кредитов в структуре инвестиций в основной капитал также свидетельствует об уменьшении значимости этого источника активизации бизнеса. «По реальным значениям, роль ставки рефинансирования как „палочки-выручалочки“ явно преувеличена, — подчеркнул г-н Николаев. — На это указывает анализ корреляционных зависимостей между основными кредитными ставками Банка России и объемами выданных кредитов».
Ставка рефинансирования, по словам директора департамента исследований и информации Банка России Вячеслава Моргунова, выполняет сигнальную роль для Центробанка и служит в качестве референтной ставки для налоговых, страховых и других платежей.
«Но если переместиться в область денежно-кредитной политики, борьбы с инфляцией и поддержания экономического роста в стране, то роль этой ставки ничтожна», — отметил банкир. В этой сфере правильнее ориентироваться на ставку по краткосрочным кредитам РЕПО, которая сегодня составляет 5,5%. И это чувствительно ниже уровня инфляции. «Центральный банк должен, прежде всего, заботиться об уровне инфляции. Если инфляция снижается, то это — лучшее условие для экономического роста», — полагает В. Моргунов.
Представители российского бизнеса, особенно обрабатывающего сектора экономики, наоборот, активно выступают за смягчение денежно-кредитной политики. Снижение ставки рефинансирования стало одной из тем, которые обсуждались на этой неделе на встрече президента страны с предпринимателями.
Бизнес-омбудсмен Борис Титов считает, что Центробанк проводит чрезмерно жесткую денежно-кредитную политику. Ставка рефинансирования в России является одной из самых высоких в мире, что мешает коммерческим банкам предоставлять долгосрочные кредиты предприятиям по ставкам ниже уровня их рентабельности. Для стимулирования экономического роста, особенно в нестабильных условиях, когда возможна рецессия, ставка рефинансирования должна быть значительно ниже уровня инфляции.
Мнение бизнеса поддерживают некоторые независимые эксперты. Так, по оценке замдиректора Центра развития ВШЭ Валерия Миронова, сегодня уровень рентабельности существенно выше средней ставки по кредитам только в добывающей промышленности, химической индустрии и производстве кокса и нефтепродуктов. Остальная промышленность в зоне кредитного голода. Самые низкодоходные сектора экономики — почти все машиностроительные переделы, где даже в автопроме рентабельность в разы ниже ставок по кредитам.
Другой вопрос, насколько снижение ставки рефинансирования повлияет на сокращение ставок кредитов коммерческих банков. Здесь, по словам замдиректора департамента банковского аудита ФБК Романа Кенигсберга, очень важен трансмиссионный механизм рефинансирования. «Если у нас эффективно не работает механизм трансмиссии, то есть регулятор через ставку РЕПО или ставку рефинансирования не может воздействовать на стоимость конечного кредита предприятиям, возможно, нам нужны индикативные ставки, с помощью которых Банк России будет обозначать рекомендуемый диапазон процентных ставок для кредитования реального сектора экономики», — делает заключение эксперт.
При таком подходе, вполне возможно, удастся предугадать, как отзовется снижение ставки рефинансирования ЦБ на развитии экономики. Если отечественные предприятия за счет этого получат дешевые кредиты по ставкам, ниже их рентабельности, выиграет бизнес, а значит — выиграет наша экономика.