Анализ данных, загруженных в Автоматизированную информационную систему (АИС) Российского союза страховщиков (РСА), показал, что большинство страхователей приобретают полис ОСАГО со скидкой: средний по рынку коэффициент бонус-малус (КБМ) составил 0,86%, что формально указывает на относительно невысокую аварийность.
АИС заработала с 1 января текущего года. В настоящее время, сообщает пресс-служба РСА, в нее загружено 100% договоров ОСАГО за 2011—2012 гг., а информация об убытках клиентов загружена на 62,89%.
Коэффициент бонус-малус не привязан к автомобилю: он основывается на наличии или отсутствии страховых выплат у водителя. При первичном страховании устанавливается третий класс, когда КБМ равен единице. За каждый год безаварийной езды водителю повышают класс (коэффициент уменьшается). Нынешний средний по рынку коэффициент примерно равен шестому классу (0,85), который получает водитель, проездивший без аварий три года подряд.
Если водитель признан виновником ДТП, его понижают в классе. Понижение зависит также от того, какое количество ДТП в год произошло с его участием: если страховщику пришлось выплатить возмещение по трем страховым случаям, на следующий год водителю будет присвоен класс М с КБМ 2,45 (максимальный коэффициент). Минимальный КБМ по закону составляет 0,5 (13 класс, выдается за десять лет безаварийной езды).
До введения в действие АИС данные об авариях и выплатах «сгорали» при переходе автолюбителей в новые страховые компании. Это было выгодно плохим водителям и невыгодно хорошим: требовать у нового страховщика бонуса за безаварийную езду было проблематично. Впрочем, надо заметить, что вдали от офисов страховые компании бывали более покладисты и охотно верили клиенту на слово («Да не было у меня аварий!»), и средний по рынку КБМ это доказывает.
На конец апреля в АИС были также загружены данные о 94% договоров 2013 г. и о 32% убытков страхователей. 21 страховщик получил от РСА запрос по вопросу численности договоров и 23 — по вопросу убытков. Союз отслеживает средний КБМ у конкретных страховщиков и грозит камеральными проверками в случае систематических нарушений — в частности, постоянного применения заниженных КБМ, что может расцениваться как демпинг. Максимальная доля неправильных КБМ для одной компании, по установкам РСА, с 1 мая равна 30%. С 1 июня она понижается до 25% и в будущем будет еще пересматриваться в сторону уменьшения. Союз также грозит автостраховщикам карами за нарушение сроков внесения данных в систему, а также внесение неполных или недостоверных данных.