Правила осуществления управления многоквартирными домами вскоре начнут действовать. В соответствии с ними организации и застройщики, занимающиеся таким управлением, должны будут организовать полное жизнеобеспечение подчиненных им домов.
На прошлой неделе Правительство России приняло постановление от 15.05.2013 № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» (далее — Постановление) в целях обеспечения безопасного и благоприятного проживания граждан и надлежащего содержания общего имущества собственников в таких домах во исполнение п. 1 ст. 161 ЖК РФ (п. 1 Постановления). Согласно данной норме управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Постановлением утверждены правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (далее — Правила), которые устанавливают стандарты и порядок ее осуществления. Постановление вступит в законную силу по истечении семи дней со дня официального опубликования*.
Правила будут обязательны для субъектов, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом. Помимо собственников, ТСЖ, жилищно-строительных и иных специализированных кооперативов (далее — кооперативы), к таким субъектам относятся:
- управляющие организации, которые являются своеобразным промежуточным звеном между застройщиком и отобранной по результатам конкурса управляющей организацией (п. 14 ст. 161 ЖК РФ);
- управляющие организации, осуществляющие содержание и ремонт общего имущества в доме с количеством квартир более 12;
- сам застройщик до заключения с управляющей организацией соответствующего договора.
Правилами установлены стандарты приема, хранения и передачи документов, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, сбора и хранения актуальной информации о проживающих лицах, подготовки предложений по содержанию и ремонту общего имущества собственников, организации собственно управления домом и других действий по управлению (п. 4 Правил).
Правила также содержат требования к формированию и утверждению перечня работ и услуг по содержанию дома и к самому перечню (п. 8 Правил). Проект такого перечня должен быть представлен собственникам, а по их требованию еще и акт осмотра с приложением документов, подтверждающих необходимость в таких работах или услугах (п. 5 и 6 Правил). Минимальный перечень может быть расширен (п. 7 Правил).
Субъекты управления обязаны будут осуществлять аварийно-диспетчерское обслуживание дома, в том числе путем заключения договоров с организациями, осуществляющими такое обслуживание (п. 9 Правил). Аварийно-диспетчерская служба должна работать 24 часа в сутки и семь дней в неделю, принимать и выполнять заявки всех пользователей помещений в домах, обеспечивать контроль загазованности в помещениях и громкоговорящую двустороннюю связь пассажиров лифтов, а также в случае необходимости — быстрое реагирование при авариях любых систем жизнеобеспечения дома (п. 9—16 Правил).
В случае смены субъекта или способа управления многоквартирным домом организация, ранее управлявшая им, получает соответствующее уведомление и обязана передать за 30 дней до прекращения договора управления всю относящуюся к управлению документацию и информацию о проживающих лицах другой выбранной для управления организации (п. 18 и 20 Правил). А если каких-то документов не будет хватать, то ранее управлявшей домом организации будет дано три месяца на их восстановление и передачу (п. 21 Правил). Предыдущая управляющая организация должна будет уведомить о времени, месте и дате передачи документов и информации любым способом, позволяющим удостовериться в том, что такое сообщение исходит именно от нее. Дата должна быть не ранее семи дней со дня направления такого сообщения (п. 22 Правил). Организациям, осуществляющим управление домами, необходимо относиться очень внимательно и бережно к таким документам, поскольку в случае разногласий по их качественному или количественному составу копия акта приема-передачи документов с указанием на такие обстоятельства будет направлена в орган государственного жилищного надзора в течение трех дней со дня подписания (п. 23 Правил).
* На момент подписания номера в печать текст документа официально не опубликован.