Елена Суворова, начальник Управления досудебного аудита ФНС России, ответила на вопросы «ЭЖ» о том, какое будущее ждет систему горизонтального мониторинга в России и коснется ли он когда-нибудь малого и среднего бизнеса.
«ЭЖ»: Елена Владимировна, что представляет собой расширенное взаимодействие между налоговыми органами (горизонтальный мониторинг) и налогоплательщиками в «российском исполнении»?
Елена Суворова: Механизм горизонтального мониторинга — это определенный подход к налоговому контролю, налоговому администрированию налогоплательщиков, предусматривающий добровольное раскрытие информации налоговому органу и предварительное согласование правил налогообложения сложных сделок.
Это последовательный шаг налоговой службы. Мы уже давно идем по пути упрощения норм и правил налогообложения и порядка уплаты налогов. Сейчас значительно упрощены процедуры взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками: регистрация, подача деклараций, уплата налогов; расширен спектр предоставляемых услуг, в том числе появилась возможность оплаты налоговых платежей через личный кабинет налогоплательщика. В прошлом году ФНС России решила изменить подход к налоговому контролю. Уменьшили количество проверок добросовестных налогоплательщиков. Разработаны и опубликованы критерии, по которым определяется уровень риска совершения налогоплательщиком нарушений, и теперь налогоплательщики могут оценить вероятность проверки налоговыми органами. В результате нагрузка налогового контроля сместилась с добросовестных налогоплательщиков на тех, кто находится в зоне высокого уровня налоговых рисков. Применение метода горизонтального мониторинга также поможет сократить наши издержки на анализ и контроль добросовестных налогоплательщиков и перераспределить ресурсы для усиления мероприятий налогового контроля в отношении недобросовестных налогоплательщиков.
Горизонтальный контроль не предоставляет налогоплательщику каких-то налоговых льгот, но позволяет урегулировать возникающие вопросы еще до подачи налоговых деклараций. Нами были заключены соглашения с крупнейшими российскими компаниями, на основании которых мы получаем информацию от них в режиме онлайн и разрешаем возникающие вопросы об их налоговых обязательствах.
«ЭЖ»: Горизонтальные соглашения предполагают раскрытие объемной информации о компании, а потому требуют наличия особого доверия к представителям налоговых органов, которые их заключают. Кто и на каком уровне заключал соглашения с участниками пилотного проекта?
Е.С.: Соглашения заключены на уровне межрегиональных инспекций по крупнейшим налогоплательщикам, где эти компании состоят на учете. А Федеральная налоговая служба, исходя из своих функций и полномочий, разъясняет порядок исчисления и уплаты налогов, информирует о существующей позиции Минфина России по сложным методологическим вопросам.
«ЭЖ»: С какими компаниями ФНС России готова заключать соглашение о горизонтальном мониторинге, по каким критериям они будут выбираться?
Е.С.: На сегодняшний день соглашения заключены с крупнейшими налогоплательщиками, в том числе из-за возможнос-ти организовать доступ к бухгалтерской и налоговой отчетности в электронном виде, к документам внутреннего контроля. Это, безусловно, не единственный критерий. Компании, изъявившие желание заключить соглашение, предоставляют информацию о структуре бизнеса, своих экономических показателях, наличии судебных разбирательств. Определяется добросовестность компании и необходимость применения такого подхода к налоговому контролю. Выработка определенных критериев для оценки возможности и необходимости заключения соглашений — это, наверно, должно стать одним из результатов данного проекта. Кстати, после начала проекта очень многие компании высказали интерес, желание участвовать в проекте и положительно оценили инициативу службы.
«ЭЖ»: Планируете ли вы распространить практику горизонтального контроля на средний и малый бизнес? И от чего это будет зависеть?
Е.С.: Заключение соглашений о горизонтальном мониторинге с малыми и средними налогоплательщиками во многих странах, где такой метод применяется, не предусмотрено. Это требует определенной специфики и подходов. Тем не менее в Голландии, допустим, горизонтальный мониторинг успешно применяется еще и к предприятиям среднего и малого бизнеса. Изучение международного опыта и результаты проекта помогут определить возможность реализации такой практики в России.
«ЭЖ»: Как технически организован процесс интерактивного взаимодействия налогового органа и компании?
Е.С.: Сейчас порядок предоставления информации закреплен в двусторонних протоколах, при необходимости будут разработаны подробные технические регламенты. На сегодняшний день с каждой компанией вырабатывается свой подход. Запросы о порядке налогообложения направляются через инспекции в Федеральную налоговую службу, при необходимости в Минфин России.
«ЭЖ»: Внедрение горизонтального мониторинга не повлекло изменения законодательства в зарубежных странах. А в законодательство России планируются какие-то поправки?
Е.С.: Сама система горизонтального мониторинга не нуждается в законодательном закреплении, но практические моменты, которые мы выработаем в ходе пилотного проекта, может быть, необходимо будет внести в законодательство. К концу 2013 г., думаю, у нас будут конкретные предложения по этому поводу.
«ЭЖ»: Рискуют ли компании, заключившие соглашение, в случае его расторжения? Ведь налоговые органы будут уже знать о них гораздо больше, чем раньше.
Е.С.: Такой порядок взаимодействия предполагает, что компании, ведущие добросовестно свой бизнес, открывают информацию для урегулирования возникающих вопросов на ранних стадиях, а не во время постналогового контроля. Это добровольное соглашение, основанное на доверии и открытости.
к сведению
Институт горизонтального мониторинга в России только начинает свою жизнь. Сейчас в таком режиме с ФНС России взаимодействуют пять крупнейших компаний. Четыре из них — ОАО «РусГидро», ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС», ОАО «Мобильные ТелеСистемы» и «Эрнст энд Янг (СНГ) Б.В.» — заключили соглашения о расширенном информационном взаимодействии в конце 2012 г., а в марте 2013 г. к ним присоединилось ОАО «Северсталь».